УТВЕРЖДАЮ
Организация _____________________
« » _______________ 20 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны труда, правил дорожного движения, а также с учетом нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере транспорта, включая Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Трудовой кодекс Российской Федерации, а также типовые инструкции по охране труда для водителей автотранспортных средств.
Цель настоящей инструкции — установить единые требования к действиям водителей при управлении автопоездами, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение производственного травматизма, сохранение технической исправности транспортных средств и защиту жизни и здоровья водителя, пассажиров, других участников движения, а также груза, перевозимого автопоездом.
Настоящая инструкция обязательна для исполнения всеми водителями, осуществляющими управление автопоездами, принадлежащими или эксплуатируемыми организацией, а также привлекаемыми на основании трудового или гражданско-правового договора к выполнению транспортных операций.
Под автопоездом в целях настоящей инструкции понимается комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача (автомобиля) и одного или нескольких прицепов, соединенных между собой посредством сцепного устройства и функционирующих как единое целое при движении по автомобильным дорогам общего пользования или производственным участкам.
Водитель, допущенный к управлению автопоездом, обязан соблюдать все положения настоящей инструкции, а также иные локальные нормативные акты работодателя, касающиеся охраны труда, техники безопасности и эксплуатации автотранспортных средств.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДИТЕЛЮ ПЕРЕД ДОПУСКОМ К РАБОТЕ
2.1. К управлению автопоездом допускаются исключительно лица, соответствующие следующим критериям:
- достигшие возраста, установленного законодательством для управления транспортными средствами категории, к которой относится автопоезд;
- имеющие действительное водительское удостоверение с открытыми категориями, позволяющими управлять автопоездом (например, категория Е);
- прошедшие обязательное предварительное и периодическое медицинское освидетельствование в установленном порядке, подтверждающее отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению трудовых функций водителя;
- прошедшие обучение по программе подготовки водителей автопоездов или дополнительной профессиональной подготовке, включая курсы повышения квалификации;
- прошедшие вводный, первичный, повторный и внеплановый инструктажи по охране труда и технике безопасности в соответствии с утвержденным графиком;
- успешно прошедшие стажировку на рабочем месте под руководством опытного инструктора или старшего водителя;
- сдавшие проверку знаний по охране труда и требованиям безопасности при эксплуатации автопоездов в комиссии, назначенной приказом руководителя организации.
2.2. Перед началом выполнения трудовых обязанностей водитель обязан:
- пройти предсменный медицинский осмотр (в случае, если таковой предусмотрен внутренними правилами организации);
- проверить состояние своего здоровья, убедиться в отсутствии признаков утомления, болезни, употребления алкоголя, наркотических или психотропных веществ;
- осмотреть транспортное средство и прицеп (прицепы) на предмет внешнего состояния, комплектности, исправности сцепного устройства, осветительных приборов, тормозной системы, шин, зеркал, сигнализации и других элементов, влияющих на безопасность движения;
- убедиться в наличии и исправности аптечки первой помощи, огнетушителя, знака аварийной остановки, а также иных средств, предусмотренных Правилами дорожного движения и внутренними нормативными документами организации;
- проверить правильность размещения, крепления и увязки груза в соответствии с требованиями грузоподъемности, габаритов и центра тяжести автопоезда;
- ознакомиться с маршрутом движения, дорожными условиями, погодными факторами и потенциальными рисками на предстоящем участке пути.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОПОЕЗДОМ
3.1. Водитель автопоезда обязан проявлять повышенную степень осторожности при управлении транспортным средством, учитывая его увеличенные габариты, массу, инерционность и сложность маневрирования. Даже на ровных участках дорог с твердым покрытием не допускается движение с чрезмерно высокой скоростью, превышающей установленные ограничения или безопасные для конкретных дорожных условий параметры.
3.2. При трогании с места груженого автопоезда необходимо начинать движение исключительно на первой передаче. В целях обеспечения плавного старта следует предварительно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя (обороты) до уровня, превышающего стандартный, и одновременно с этим плавно отпускать педаль сцепления. Резкое трогание, рывки, а также чрезмерное ускорение или торможение могут привести к возникновению значительных динамических нагрузок на сцепное устройство, что чревато накатом прицепа на тягач, раскачиванием автопоезда, заносом или даже опрокидыванием как тягача, так и прицепа.
3.3. При движении на подъемах водитель обязан заранее переключиться на пониженную передачу, обеспечивающую устойчивое преодоление всего участка подъема без необходимости переключения передач в процессе движения. Переключение передач на подъеме должно выполняться максимально быстро, поскольку замедленное или несвоевременное переключение может привести к потере скорости, скатыванию автопоезда назад, складыванию (угол между тягачом и прицепом становится критическим), что создает высокий риск аварийной ситуации, включая ДТП с тяжелыми последствиями.
3.4. При движении по мокрым, обледенелым, скользким или грязевым участкам дорог, а также при прохождении поворотов, категорически запрещается применять резкое торможение. Такие действия могут вызвать потерю сцепления колес с дорожным покрытием, занос прицепа, его раскачивание или опрокидывание. Для обеспечения устойчивости автопоезда необходимо плавно снижать скорость за счет постепенного торможения двигателем и аккуратного применения рабочей тормозной системы. В условиях скользкой дороги рекомендуется использовать режим торможения двигателем и избегать резких маневров.
3.5. При движении на крутых спусках водитель обязан обеспечивать устойчивость автопоезда за счет поддержания низкой скорости. Рулевое управление должно осуществляться плавно и без резких поворотов рулевого колеса, поскольку резкие действия могут привести к заносу задней части автопоезда, особенно прицепа. На затяжных и крутых спусках рекомендуется использовать пониженную передачу и торможение двигателем для снижения нагрузки на тормозную систему и предотвращения ее перегрева и отказа.
3.6. Для предотвращения виляния (боковых колебаний) прицепа необходимо поддерживать движение автопоезда «внатяжку», то есть обеспечивать постоянное натяжение в сцепном устройстве, при котором дышло прицепа работает на растяжение. В случае возникновения виляния прицепа водитель обязан немедленно снизить скорость, избегая при этом резких тормозных воздействий. Для гашения начавшихся подергиваний или раскачивания автопоезда может применяться кратковременный разгон (подача небольшого ускорения), способствующий стабилизации положения прицепа.
3.7. При движении навстречу другим транспортным средствам, особенно на поворотах, в условиях ограниченной видимости, на запыленных или неосвещенных участках дорог, водитель обязан принять дополнительные меры предосторожности. До встречи с попутным или встречным транспортным средством рекомендуется снизить скорость и включить дальний свет фар в дневное время (в соответствии с ПДД, при движении вне населенных пунктов), что способствует лучшей заметности автопоезда. В момент непосредственной встречи с другим автомобилем допускается незначительное увеличение скорости, что может способствовать повышению устойчивости прицепа и предотвращению его раскачивания.
3.8. При встречных разъездах в темное время суток водитель обязан своевременно переключить свет фар с дальнего на ближний во избежание ослепления водителей встречных транспортных средств. На узких дорогах, имеющих глубокие кюветы или ограниченную проезжую часть, при невозможности безопасного разъезда, водитель обязан остановить автопоезд, включить подфарники или габаритные огни и пропустить встречное транспортное средство. Подобные действия необходимы для предотвращения заноса, съезда с дороги или опрокидывания прицепа при попытке проезда в условиях недостаточной ширины проезжей части.
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Водитель обязан постоянно контролировать положение автопоезда на проезжей части, особенно при прохождении поворотов, съездах, разворотах и парковке. Из-за большого радиуса поворота и «заноса» прицепа необходимо учитывать габариты автопоезда и оставлять достаточный запас по бокам.
4.2. Запрещается выполнять резкие маневры, обгон на участках с ограниченной видимостью, а также движение по встречной полосе, за исключением случаев, прямо предусмотренных Правилами дорожного движения.
4.3. Водитель должен быть готов к действиям в экстремальных ситуациях, включая отказ тормозной системы, прокол шины, отсоединение прицепа и другие нештатные ситуации. Для этого необходимо знать порядок действий, предусмотренный в аварийных инструкциях, а также иметь при себе комплект аварийного оборудования.
4.4. В случае возникновения аварийной ситуации или ДТП водитель обязан:
- немедленно остановить автопоезд, включить аварийную сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки на безопасном расстоянии;
- оказать первую помощь пострадавшим (если имеются пострадавшие);
- сообщить в дорожные службы, полицию и работодателя;
- не перемещать транспортные средства до прибытия уполномоченных лиц, если это не угрожает безопасности других участников движения.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящая инструкция является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации и подлежит регулярному пересмотру не реже одного раза в три года, а также при изменении законодательства, технологии перевозок или конструкции используемых автопоездов.
5.2. Водитель, нарушивший требования настоящей инструкции, несет дисциплинарную, административную, а в случае причинения вреда — и материальную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Ознакомление водителей с настоящей инструкцией оформляется путем подписания соответствующего регистрационного листа, который хранится в личном деле работника или в архиве службы охраны труда.
Настоящую инструкцию по мерам безопасности при управлении автопоездами прочитал(а), понял(а) и обязуюсь соблюдать в процессе трудовой деятельности.