УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ______________________
Организация ______________________
« » _________________ 20 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны труда, включая Федеральный закон № 181-ФЗ «Об охране труда в Российской Федерации», а также с учетом положений межотраслевых правил по охране труда, нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность при эксплуатации автотранспортных средств, и устанавливает обязательные требования к порядку выполнения работ по буксировке, сцепке и расцепке автотранспортных средств, а также автомобилей с прицепами и полуприцепами.
1.2. Целью настоящей инструкции является обеспечение безопасности работников, участвующих в процессах буксировки, сцепки и расцепки транспортных средств, предотвращение производственного травматизма, обеспечение соблюдения установленных норм и правил при выполнении данных операций, а также закрепление ответственности за их нарушение.
1.3. Инструкция обязательна для исполнения всеми работниками, непосредственно участвующими в процессах буксировки, сцепки и расцепки автотранспортных средств, включая водителей, специалистов по техническому обслуживанию, а также лиц, назначенных ответственными за организацию и контроль данных работ.
1.4. Настоящий документ подлежит обязательному ознакомлению всех указанных лиц под роспись до начала выполнения работ. Лица, не ознакомленные с инструкцией, не допускаются к выполнению работ, связанных с буксировкой, сцепкой и расцепкой транспортных средств.
1.5. Ответственность за организацию, контроль и соблюдение требований настоящей инструкции возлагается на руководителя организации, а также на лиц, назначенных ответственными за безопасность труда в подразделении.
1.6. Нарушение требований настоящей инструкции влечет за собой дисциплинарную, административную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Требования к персоналу, допускаемому к выполнению работ
2.1. К выполнению работ по буксировке, сцепке и расцепке автотранспортных средств и прицепов (полуприцепов) допускаются исключительно водители и специально назначенные работники, прошедшие:
- вводный инструктаж по охране труда;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
- проверку знаний требований охраны труда.
2.2. Работники обязаны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца. Невыполнение данного требования является основанием для временного отстранения от выполнения работ.
2.3. Все работники, участвующие в буксировке и сцепке, должны быть ознакомлены с устройством и принципом действия сцепных механизмов, знать конструктивные особенности используемых тягачей, прицепов и полуприцепов, а также иметь навыки безопасного маневрирования и координации действий в процессе выполнения операций.
2.4. Работник обязан знать и уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае, включая действия при травмах, вызванных механическим воздействием, защемлением, падением и другими производственными рисками.
2.5. Водитель или иное назначенное лицо, обнаружившее нарушение требований безопасности другими работниками, обязано незамедлительно предупредить нарушителя и сообщить о выявленном нарушении непосредственному руководителю или лицу, ответственному за охрану труда.
2.6. Запрещается привлечение к выполнению работ по буксировке, сцепке и расцепке лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также лиц, не прошедших медицинский осмотр или имеющих медицинские противопоказания к выполнению данных работ.
3. Общие требования безопасности при выполнении работ
3.1. Все работы по буксировке, сцепке и расцепке должны выполняться с соблюдением принципов безопасности, исключающих создание угрозы для жизни и здоровья работников, третьих лиц и окружающей среды.
3.2. При выполнении данных операций работник обязан проявлять повышенную концентрацию внимания, избегать отвлечения на посторонние разговоры, использование мобильных устройств и иные действия, снижающие уровень концентрации.
3.3. Наиболее вероятные причины несчастных случаев при буксировке, сцепке и расцепке включают:
- работу с транспортным средством, прицепом или полуприцепом, не зафиксированным против отката;
- нахождение работника в зоне между движущимся транспортным средством и неподвижным объектом (прицепом, другим автомобилем) при работающем двигателе;
- использование самодельных, несертифицированных или неисправных сцепных устройств, а также применение случайных предметов в качестве буксирных приспособлений;
- отсутствие согласованных действий между водителями буксирующего и буксируемого транспортных средств;
- выполнение работ на неровной, негоризонтальной или скользкой поверхности.
3.4. Запрещается выполнение работ в условиях ограниченной видимости (туман, сильный дождь, снегопад) без обеспечения дополнительных мер безопасности, включая использование сигнальных устройств, светоотражающих элементов и назначение дублера-сигнальщика.
3.5. Все действия, связанные с маневрированием, сцепкой и расцепкой, должны выполняться строго по установленному алгоритму, с предварительным согласованием сигналов между участниками процесса.
3.6. За несоблюдение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
4. Требования безопасности перед началом работ
4.1. Перед началом выполнения операций по буксировке, сцепке или расцепке водитель или назначенное лицо обязано:
- провести осмотр рабочей зоны и убедиться в отсутствии посторонних лиц в непосредственной близости от транспортных средств;
- организовать ограждение зоны работ, если это необходимо, с использованием сигнальных лент, конусов или иных средств, предупреждающих о проводимых операциях;
- удалить из зоны проведения работ всех лиц, не участвующих непосредственно в процессе.
4.2. Необходимо провести визуальный и функциональный осмотр:
- сцепных устройств (седельно-сцепного, шкворня, дышла, крюков, петель);
- буксирных приспособлений (жестких и гибких сцепок, тросов, цепей);
- противооткатных упоров (башмаков);
- соединительных шлангов пневматической и гидравлической систем;
- электрических разъемов и проводов системы освещения и тормозов;
- состояния шин, подвески и ходовой части прицепа или буксируемого транспортного средства.
4.3. Запрещается выполнение работ при обнаружении:
- неисправностей в сцепных механизмах;
- износа или повреждений буксирных тросов, цепей или жестких сцепок;
- отсутствия или неисправности противооткатных упоров;
- незакрепленных бортов, открытых дверей кузова или люков;
- неисправности тормозной системы буксируемого транспортного средства.
4.4. Перед началом работ водитель обязан убедиться в том, что все системы транспортного средства находятся в исправном состоянии, а прицеп (полуприцеп) надежно зафиксирован.
5. Требования безопасности при выполнении сцепки и расцепки
5.1. Все операции по сцепке и расцепке должны проводиться исключительно на ровной, горизонтальной и твердой поверхности, исключающей самопроизвольное перемещение транспортных средств.
5.2. Продольная ось сцепляемого полуприцепа должна быть строго выровнена с продольной осью тягача. Отклонение допускается не более чем на 5 градусов.
5.3. Перед началом сцепки водитель прицепа (полуприцепа) обязан:
- активировать стояночный тормоз;
- установить противооткатные упоры под колеса;
- убедиться, что двигатель заглушен, а коробка передач находится в нейтральном положении.
5.4. При сцепке автопоезда, состоящего из тягача и двух и более прицепов, процесс должен осуществляться с участием трех человек:
- водителя тягача;
- работника, непосредственно выполняющего сцепку;
- лица, координирующего действия и подающего сигналы.
5.5. В исключительных случаях (например, при выполнении сельскохозяйственных работ в полевых условиях, при дальнейших рейсах в условиях отсутствия вспомогательного персонала) сцепка может выполняться одним водителем при условии соблюдения всех мер безопасности и отсутствия рисков для жизни и здоровья.
5.6. Перед подачей тягача к прицепу водитель обязан убедиться в отсутствии людей в зоне между движущимся автомобилем и прицепом. Нахождение работников в данной зоне категорически запрещено.
5.7. При сцепке необходимо проверить:
- высоту установки передней части полуприцепа — передняя кромка опорного листа должна находиться на уровне седла или салазок тягача;
- исправность шкворня и седельно-сцепного устройства;
- отсутствие препятствий в виде провисающих шлангов, проводов или других элементов, мешающих сцепке;
- закрытие бортов и закрепление груза (при наличии).
5.8. В случае использования прицепа с дышлом, не оснащенным удерживающими пружинами, водитель обязан установить дышло на опорную стойку, предотвращающую его падение во время маневрирования.
5.9. Растормаживание прицепа или полуприцепа, а также снятие противооткатных упоров разрешается только после полного завершения сцепки и проверки надежности соединения.
5.10. В случае необходимости нахождения работника между тягачом и прицепом, водитель обязан:
- затормозить транспортное средство стояночным тормозом;
- заглушить двигатель;
- перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- зафиксировать транспортное средство противооткатными упорами.
6. Требования безопасности при буксировке транспортных средств
6.1. Буксировка транспортных средств разрешается осуществляться исключительно с использованием жесткой или гибкой сцепки, соответствующей техническим требованиям и сертифицированной для данной категории транспортных средств.
6.2. Запрещается буксировка методом толкания, за исключением случаев, прямо предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и специальными инструкциями по эксплуатации транспортных средств.
6.3. Буксировка на гибкой сцепке (буксирный трос, цепь) разрешается только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, способного управлять им и вовремя реагировать на изменения дорожной обстановки.
6.4. Исключение из п. 6.3 допускается только в случае, если конструкция жесткой сцепки обеспечивает устойчивое и безопасное следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего без необходимости управления со стороны водителя буксируемого ТС.
6.5. Скорость движения при буксировке не должна превышать 50 км/ч, независимо от типа сцепки и дорожных условий. При движении по скользким, неровным или загруженным участкам дороги скорость должна быть снижена до безопасного уровня.
6.6. При буксировке на жесткой сцепке расстояние между транспортными средствами не должно превышать 4 метров. При использовании гибкой сцепки расстояние должно составлять от 4 до 6 метров.
6.7. Буксирный трос при использовании гибкой сцепки должен быть обозначен сигнальными флажками или щитками ярко-оранжевого или красного цвета, устанавливаемыми через каждый метр длины. Данное требование является обязательным и предусмотрено Правилами дорожного движения.
6.8. Запрещается буксировка:
- на гибкой сцепке в условиях гололедицы, сильного снегопада или при обледенении дорожного покрытия;
- одновременно двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с неисправной тормозной системой, если их фактическая масса превышает половину массы буксирующего транспортного средства.
6.9. В случаях, когда масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой не превышает половины массы буксирующего, допускается буксировка исключительно на жесткой сцепке или методом частичной погрузки (например, с использованием эвакуатора или платформы).
6.10. При буксировке в светлое время суток на буксирующем транспортном средстве должны быть включены фары ближнего света. На буксируемом транспортном средстве независимо от времени суток должны быть включены габаритные огни и аварийная сигнализация.
6.11. Запрещается перевозка людей:
- в салоне буксируемого автобуса или троллейбуса;
- в кузове буксируемого грузового автомобиля при буксировке на гибкой или жесткой сцепке;
- в кабине или кузове буксируемого транспортного средства при буксировке методом частичной погрузки;
- в кузове буксирующего транспортного средства.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящая инструкция подлежит регулярному пересмотру не реже одного раза в 12 месяцев с учетом изменений в законодательстве, технических нормативах и условиях эксплуатации транспортных средств.
7.2. При внесении изменений в конструкцию транспортных средств, сцепных устройств или технологии выполнения работ, инструкция должна быть дополнена или переработана с обязательным ознакомлением работников под роспись.
7.3. Контроль за соблюдением требований инструкции осуществляется лицами, ответственными за охрану труда, а также руководителями подразделений. Результаты проверок фиксируются в журнале инструктажей и отчетной документации.
7.4. В случае возникновения аварийной ситуации, несчастного случая или выявления системных нарушений, проводится внеплановый инструктаж с привлечением всех участников процесса.
7.5. Настоящая инструкция является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации и подлежит хранению в составе кадровой и нормативной документации.
С инструкцией ознакомлены: