С 1 апреля 2021 года утратил силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», в редакции, действовавшей по состоянию на 18 мая 2020 года (далее — Приказ № 302н).
В настоящее время действует Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры» (далее — Приказ № 29н).
Отмена Приказа № 302н и вступление в силу Приказа № 29н повлекли необходимость корректировки внутренней документации работодателей, ответственных за организацию и проведение обязательных медицинских осмотров. Вместе с тем, несмотря на определённые изменения, структура и основные принципы организации медицинских осмотров в новом порядке сохранены.
1. Основные изменения, внесённые Приказом № 29н по сравнению с Приказом № 302н
Приказ № 29н не привнёс кардинальных изменений в систему обязательных медицинских осмотров, однако содержит ряд существенных уточнений и дополнений, требующих внимания со стороны работодателей.
-
- Исключено прямое указание на необходимость прохождения медицинских осмотров работниками, занятыми на работах с использованием персональных компьютеров, при условии превышения предельно допустимых уровней электромагнитного излучения. Прохождение медицинских осмотров в данном случае обусловлено установлением класса условий труда 3.1 и выше по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), что подтверждается Письмом Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581.
- Установлено обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работниками медицинских организаций (пункт 27 раздела VI Приложения к Приказу № 29н).
- Включены в перечень подлежащих медицинским осмотрам работники образовательных организаций, чья деятельность связана с воспитанием и обучением детей (пункт 25 раздела VI Приложения к Приказу № 29н).Актуализация Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ (раздел IV Приложения к Приказу № 29н):
При этом в новом порядке отсутствует расширенный перечень информационных источников, использовавшихся ранее при определении факторов вредности. Основанием для формирования списков подлежащих медицинским осмотрам работников являются результаты СОУТ и положения Приложения к Приказу № 29н.
- Обязанность составления списков работников:
- В соответствии с пунктами 9 и 21 Приказа № 29н работодатель обязан формировать:
- список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
- В соответствии с пунктами 9 и 21 Приказа № 29н работодатель обязан формировать:
- Направление списков в территориальные органы Роспотребнадзора:
- Согласно пункту 22 Приказа № 29н обязанность направлять в Роспотребнадзор поименные списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, возложена исключительно на организации следующих категорий:
- пищевая промышленность;
- общественное питание и торговля;
- водопроводные сооружения;
- медицинские организации и детские учреждения;
- иные организации, в которых работники проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
- Согласно пункту 22 Приказа № 29н обязанность направлять в Роспотребнадзор поименные списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, возложена исключительно на организации следующих категорий:
- Требование об указании стажа работы:
- В поименном списке работников, подлежащих медицинским осмотрам, обязательному включению подлежит информация о стаже работы по соответствующей должности.
- Электронный документооборот:
- Пункт 9 Приказа № 29н предусматривает возможность направления работника на медицинский осмотр с использованием электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, при наличии соответствующих технических и правовых условий у работодателя и работника.
- Требования к содержанию направления на медицинский осмотр:
- Несмотря на отсутствие утверждённой формы направления, в нём должны быть указаны следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество работника;
- контактные данные работодателя и медицинской организации (телефон, электронная почта);
- номер полиса обязательного (и/или добровольного) медицинского страхования.
- Несмотря на отсутствие утверждённой формы направления, в нём должны быть указаны следующие сведения:
- Обязательное наличие полиса ОМС при прохождении осмотра:
- В соответствии с пунктом 11 Приказа № 29н работник обязан иметь при себе полис обязательного (или добровольного) медицинского страхования при прохождении медицинского осмотра.
- Интеграция с диспансеризацией:
- Пунктом 12 Приказа № 29н предусмотрена возможность объединения первого этапа диспансеризации (профилактического осмотра) с обязательным медицинским осмотром. Результаты такого объединённого осмотра учитываются врачебной комиссией при формировании медицинского заключения, а расходы подлежат оплате в рамках системы обязательного медицинского страхования.
- Проведение внеочередного медицинского осмотра:
- На основании пункта 19 Приказа № 29н работодатель вправе направить работника на внеочередной медицинский осмотр по результатам установленной временной нетрудоспособности.
- Отмена утверждённых форм первичной документации:
- Приказ № 29н не содержит утверждённых форм направлений, списков работников и иных документов, что предоставляет работодателю возможность разрабатывать формы самостоятельно, при условии соблюдения требований по составу обязательных сведений.
2. Порядок организации и проведения медицинских осмотров в соответствии с Приказом № 29н
Организация медицинских осмотров включает следующие этапы:
1. Подготовка и актуализация внутренней документации:
- Пересмотр и корректировка списков работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, с учётом результатов СОУТ и анализа выполняемых работ.
- Формирование поимённых списков работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
- Оформление и выдача направлений на медицинские осмотры каждому работнику.
2. Взаимодействие с медицинской организацией и контролирующими органами: a) При наличии оснований, предусмотренных пунктом 22 Приказа № 29н, работодатель направляет в территориальный орган Роспотребнадзора поимённый список работников, подлежащих периодическим осмотрам, не позднее 10 рабочих дней с даты его утверждения.
Работодатель:
- выбирает лицензированную медицинскую организацию, соответствующую требованиям;
- заключает с ней договор на оказание услуг;
- передаёт поимённые списки не позднее чем за два месяца до начала проведения периодического медицинского осмотра (п. 24 Приказа № 29н);
- согласовывает с медицинской организацией календарный план проведения осмотров. Медицинская организация обязана представить проект плана не позднее чем за 14 рабочих дней до предполагаемой даты осмотра (п. 26 Приказа № 29н). Утверждение плана осуществляется после его согласования с работодателем.
- доводит до сведения работников информацию о сроках и порядке прохождения медицинского осмотра, в том числе путём ознакомления с календарным планом и выдачи направлений. Рекомендуется издать приказ о проведении медицинских осмотров, в котором определяются сроки, ответственные лица и прилагается календарный план. Работники подлежат ознакомлению с приказом не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осмотра (п. 27 Приказа № 29н).
3. Контроль за проведением медицинского осмотра:
- Обеспечение условий для проведения осмотра на территории работодателя (при необходимости);
- Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
4. Получение и учёт результатов медицинского осмотра:
- Медицинская организация обязана оформить пять экземпляров медицинского заключения (п. 34 Приказа № 29н):
- Работнику;
- К медицинской карте;
- Работодателю;
- В поликлинику по месту прикрепления работника;
- В Фонд социального страхования Российской Федерации (при наличии письменного запроса и согласия работника).
- Электронные заключения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваться по защищённым каналам связи.
- Заключительный акт о проведении периодического медицинского осмотра оформляется в пяти экземплярах и передаётся не позднее 30 дней с даты осмотра:
- работодателю — не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения;
- в центр профпатологии;
- в Фонд социального страхования;
- в Роспотребнадзор;
- один экземпляр хранится в медицинской организации в течение 50 лет (п. 47 Приказа № 29н).
- В заключительном акте медицинская организация обязана указать перечень впервые выявленных инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда (п. 45 Приказа № 29н).
5. Действия работодателя по результатам медицинского осмотра:
- Работодатель обязан принять меры в соответствии с медицинским заключением, включая издание приказа по результатам осмотра, ознакомление работников под подпись, а также направление на дополнительные обследования при наличии соответствующих рекомендаций.
3. Ответы на наиболее распространённые вопросы по применению Приказа № 29н
(Приводится краткая юридическая формулировка ключевых ответов)
- Направление на осмотр: основанием является включение должности/профессии в утверждённый работодателем список, составленный на основании СОУТ и анализа трудовой функции.
- Ответственное лицо: законодательство не устанавливает конкретную должность. Функции могут быть распределены между специалистом по охране труда и кадровой службой.
- Направление заключений в поликлинику: обязанность лежит на медицинской организации, проводившей осмотр.
- Список в Роспотребнадзор: направляется поимённый список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
- Выдача направлений: является прямой обязанностью работодателя (пп. 8, 25 Приказа № 29н), независимо от позиции медицинской организации.
- Учёт направлений: обязателен (п. 9 Приказа № 29н). Форма учёта (журнал, электронная база) устанавливается работодателем.
- Совместители и практиканты: подлежат медицинским осмотрам на общих основаниях при наличии вредных факторов на рабочем месте.
- Медицинские книжки: требования о ведении медицинских книжек содержатся в статье 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и сохраняют силу.
- Ответственность за нарушения: предусмотрена частями 1 и 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ за нарушение порядка проведения осмотров и допуск к работе без прохождения осмотра.
4. Перспективные изменения: проекты новых порядков с 2025 года
На Федеральном портале проектов НПА опубликованы проекты двух новых приказов, призванных заменить действующий Приказ № 29н с 1 марта 2025 года:
- Порядок проведения медосмотров по вредным и (или) опасным производственным факторам и видам работ.
- Порядок проведения медосмотров работников декретированных профессий (в целях охраны здоровья населения).
Основные нововведения:
- Чёткое разграничение двух типов медицинских осмотров.
- Установление ежегодной периодичности для работников декретированных профессий.
- Упрощение процедуры для работников, подлежащих обоим типам осмотров: выдача единого направления и оформление одного заключения.
- Возможность учёта результатов диспансеризации, проведённой не позднее одного года до осмотра.
Проекты находятся на стадии обсуждения, однако их публикация свидетельствует о намерении упорядочить и детализировать регулирование в данной сфере. Работодателям рекомендуется проанализировать проекты и подготовиться к возможным изменениям.
Заключение
Действующий Приказ № 29н не требует кардинального пересмотра подходов к организации медицинских осмотров, однако предъявляет повышенные требования к документированию, учёту и взаимодействию с медицинскими организациями и контролирующими органами. Соблюдение установленного порядка является обязательным условием обеспечения охраны труда и недопущения административной ответственности.