Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из ключевых задач в сфере транспортной деятельности. Одним из важнейших элементов, способствующих снижению аварийности и повышению технической исправности транспортных средств (ТС), является порядок выпуска автомобилей на линию. Данный процесс регулируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в первую очередь приказом Министерства транспорта РФ № 9 от 15.01.2021 г. и внутренними документами организаций, разработанными на его основе.
Цель обзора — сопоставить требования законодательства с практическими действиями на предприятии и разработать типовой перечень мероприятий перед выходом ТС на линию.
1. Правовая основа
1.1. Приказ Минтранса России № 9 от 15.01.2021 г.
Данный приказ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027 года. Он утверждает единый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, обязательный для всех субъектов транспортной деятельности, осуществляющих:
- пассажирские и грузовые перевозки на основании договоров;
- перевозки собственным транспортом для собственных нужд (в т.ч. без заключения договоров).
1.2. Основные положения Приказа № 9
1. Цель контроля
Исключить выпуск на линию технически неисправных транспортных средств (п. 1 Порядка).
2. Сроки проведения контроля
- Предрейсовый контроль проводится перед началом рейса или смены.
- Допускается проведение в течение рабочей смены, но до выезда ТС с парковки (стоянки), выделенной для стоянки после возвращения из рейса (п. 4–5).
3. Кто проводит контроль?
Контроль осуществляется:
- работником субъекта транспортной деятельности;
- работником сторонней организации;
- индивидуальным предпринимателем (при привлечении).
Такие лица должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Минтрансом РФ (п. 6).
4. Перечень проверяемых элементов (п. 7 Приказа)
Категория проверки
|
Конкретные элементы
|
---|---|
1. Исправность систем и агрегатов
|
Тормозная система (включая манометры пневмоприводов), рулевое управление, стеклоочистители, колеса, звуковой сигнал, тахограф (если обязателен), спутниковая навигация (ГЛОНАСС/GPS), система вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС)
|
2. Исправность конструктивных элементов
|
Замки дверей, бортов, горловин топливных баков, устройство фиксации сиденья водителя, обогрев и обдув стёкол, противоюзные устройства, домкрата, крепления запасного колеса, фиксаторы положения прицепа
|
3. Наличие и состояние
|
Индикаторы неисправностей на приборной панели, стёкла и обзорность, зеркала заднего вида, ремни безопасности, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
|
4. Работоспособность
|
Стеклоочистители, внешние световые приборы и световозвращатели
|
5. Герметичность
|
Систем, узлов, агрегатов, включая систему выпуска отработавших газов
|
6. Укомплектованность
|
Противооткатными упорами (для грузовиков и автобусов)
|
7. Отсутствие несанкционированных изменений
|
В конструкции ТС (в т.ч. по газобаллонному оборудованию, кузову, бортам, дополнительным фарам, ходовым огням)
|
8. Запрещённые элементы
|
Красные огни спереди, спецсигналы без разрешения, незаконная цветографическая схема (например, имитация полиции)
|
9. Дополнительно для трамваев
|
Состояние колёсных пар, сила тока утечки, исправность токоприёмников, двигателей, защитной аппаратуры и т.д.
|
5. Ведение журнала контроля (п. 9–12)
Обязательно ведение Журнала регистрации результатов контроля (журнал предрейсового контроля), который должен содержать:
- Марку и модель ТС;
- Госномер;
- ФИО контролёра;
- Дату и время контроля;
- Показания одометра;
- Отметку о прохождении контроля («пройден» / «не пройден»);
- Подпись контролёра.
- Журнал может вестись на бумажном или электронном носителе. При электронном учёте данные заверяются уникальной электронной подписью (в соответствии с ФЗ-63 «Об электронной подписи»).
6. Отражение результатов в путевом листе (п. 13)
Если нарушения не выявлены, в путевой лист вносится отметка о прохождении контроля на основании записи в журнале. Без этой отметки выпуск ТС на линию запрещён.
2. Сопоставление с внутренним документом организации
Файл «Порядок выпуска автомобилей на линию.xls» представляет собой примерный перечень работ, разработанный организацией на основе требований законодательства. Он соответствует духу Приказа № 9, но имеет более прикладной, операционный характер.
Основные выводы по сопоставлению:
- Все ключевые элементы из Приказа № 9 (тормоза, рулевое управление, свет, колёса, огнетушитель и т.д.) отражены в перечне.
- Документ включает дополнительные практические указания (например, глубина протектора, требования к щёткам стеклоочистителя), что соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
- Указан инструментарий (манометр, линейка, молоток), что способствует объективности контроля.
- Однако в документе отсутствует ссылка на журнал контроля и путевой лист, что может привести к нарушению требований п. 13 Приказа № 9.
Рекомендация: Организации необходимо адаптировать внутренний документ под требования Приказа № 9, включив:
- обязательные реквизиты журнала контроля;
- порядок оформления отметки в путевом листе;
- требования к квалификации контролёра.
3. Примерный перечень мероприятий перед выходом автомобиля на линию (в виде таблицы)
Ниже представлен унифицированный перечень мероприятий, разработанный на основе Приказа № 9 и внутреннего документа, с учётом требований безопасности и технической эксплуатации.
Примерный перечень мероприятий перед выпуском ТС на линию
№
|
Вид работы
|
Место проведения
|
Технические требования
|
Инструментарий
|
Ссылка на норматив
|
---|---|---|---|---|---|
1
|
Проверка наличия и состояния аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки
|
Салон / кабина
|
Аптечка, огнетушитель (2 шт. в автобусе — один у водителя), знак — в наличии, не просрочены. Чистота салона.
|
Визуально
|
Приказ № 9, п. 7.3; ПДД
|
2
|
Проверка приборов освещения и световой сигнализации
|
Снаружи и в кабине
|
Все фары, габариты, указатели поворота, стоп-сигналы, противотуманные фары — исправны, чисты, без повреждений
|
Визуально, тест включения
|
Приказ № 9, п. 7.4; ТР ТС 018
|
3
|
Проверка работы стеклоочистителей и омывателей
|
Снаружи и в кабине
|
Щётки без заеданий, плотно прилегают, останавливаются внизу. Омыватель подаёт струю в зону очистки
|
Визуально, тест включения
|
Приказ № 9, п. 7.1, 7.4
|
4
|
Проверка звукового сигнала
|
В кабине
|
Издаёт чистый, гармоничный звук, без дребезжания
|
Визуально, тест включения
|
Приказ № 9, п. 7.1
|
5
|
Проверка состояния и крепления колёс
|
Снаружи
|
Гайки затянуты. Глубина протектора: ≥2 мм (автобус), ≥1 мм (грузовик), ≥1,6 мм (легковой). Нет порезов, вздутий, оголения корда. На одной оси — одинаковый рисунок
|
Визуально, линейка, молоток
|
Приказ № 9, п. 7.1; ТР ТС 018
|
6
|
Проверка давления в шинах
|
Снаружи
|
Соответствует данным в руководстве по эксплуатации (выборочно)
|
Манометр
|
Приказ № 9, п. 7.5
|
7
|
Проверка действия тормозной системы
|
На контрольной площадке
|
Эффективность торможения соответствует ПДД. Нет утечек, посторонних шумов
|
Визуально, тест на площадке
|
Приказ № 9, п. 7.1; ТР ТС 018
|
8
|
Проверка рулевого управления
|
Снаружи
|
Нет люфта, заеданий, утечек. Шарниры и тяги в порядке
|
Визуально, молоток
|
Приказ № 9, п. 7.1
|
9
|
Проверка подвески, трансмиссии, кузова
|
Снаружи
|
Нет механических повреждений, утечек масла/жидкостей, ослабления креплений
|
Визуально, молоток
|
Приказ № 9, п. 7.2, 7.5
|
10
|
Проверка крепления грузовой платформы, навесного оборудования
|
Снаружи
|
Нет повреждений, надёжно закреплено
|
Визуально
|
Приказ № 9, п. 7.2
|
11
|
Проверка стёкол, зеркал заднего вида
|
Снаружи и в кабине
|
Без трещин, сколов. Обзорность не нарушена. Зеркала чистые, надёжно закреплены
|
Визуально
|
Приказ № 9, п. 7.3
|
12
|
Проверка герметичности систем
|
Снаружи
|
Нет утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости, воздуха в пневмосистеме
|
Визуально, слух
|
Приказ № 9, п. 7.5
|
13
|
Проверка тахографа, ГЛОНАСС, ЭРА-ГЛОНАСС
|
В кабине
|
Устройства исправны, данные передаются (при необходимости — проверка связи)
|
Визуально, тест
|
Приказ № 9, п. 7.1
|
14
|
Проверка отсутствия запрещённых элементов
|
Снаружи
|
Нет красных огней спереди, незаконных спецсигналов, цветографических схем
|
Визуально
|
Приказ № 9, п. 7.8
|
15
|
Проверка укомплектованности противооткатными упорами
|
В кабине / под кузовом
|
Упоры в наличии (для грузовиков и автобусов)
|
Визуально
|
Приказ № 9, п. 7.6
|
Порядок выпуска транспортных средств на линию является обязательной процедурой, закреплённой на законодательном уровне. Приказ Минтранса № 9 от 15.01.2021 г. устанавливает единые требования ко всем субъектам транспортной деятельности. Внутренние документы организаций (например, «Порядок выпуска автомобилей на линию») должны быть согласованы с этим приказом и включать:
- полный перечень проверок;
- порядок ведения журнала контроля;
- механизм оформления отметки в путевом листе.
Соблюдение этих требований позволяет не только избежать административной ответственности, но и существенно повысить уровень безопасности дорожного движения.
Рекомендации организациям:
- Обновить внутренние инструкции в соответствии с Приказом № 9.
- Обеспечить квалификацию контролёров.
- Внедрить журнал предрейсового контроля (в бумажной или электронной форме).
- Обучить водителей и механиков требованиям контроля.
Только комплексный и системный подход к предрейсовому контролю гарантирует безопасность перевозок и соответствие требованиям законодательства.