Hi, How Can We Help You?

Программа первичного инструктажа водителей

Программа первичного инструктажа водителей

УТВЕРЖДАЮ
Организация____________________

Руководитель____________________

«_» _______________ 20 г.

Введение

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны труда, безопасности дорожного движения, а также с учетом положений Трудового кодекса РФ, Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения по охране труда», Постановления Минтруда и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере транспорта и охраны труда.

Программа предназначена для проведения первичного инструктажа на рабочем месте с водителями, привлекаемыми к выполнению обязанностей по управлению транспортными средствами, эксплуатирующимися в структуре юридического лица или индивидуального предпринимателя. Целью инструктажа является обеспечение безопасности труда, предупреждение аварийных ситуаций, снижение профессиональных рисков и повышение уровня ответственности работников за соблюдение правил эксплуатации транспортных средств.

Инструктаж проводится лицом, назначенным приказом руководителя организации, ответственным за организацию охраны труда, безопасность дорожного движения или техническое состояние автотранспорта, имеющим соответствующую подготовку и квалификацию.

Общие положения

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым водителем перед началом самостоятельной работы. Инструктаж является обязательным и подлежит документальному оформлению в журнале регистрации инструктажей по охране труда. Подпись инструктируемого в журнале подтверждает ознакомление с изложенными требованиями и принятие на себя ответственности за их соблюдение.

Длительность инструктажа составляет 180 минут (3 часа), что соответствует установленным нормативным требованиям и позволяет всесторонне ознакомить работника с условиями безопасной эксплуатации транспортного средства, потенциальными рисками и мерами по их минимизации.

меня тоже Структура программы первичного инструктажа

Ниже представлена структурированная программа инструктажа, включающая основные разделы, разъяснения, ссылки на нормативные документы, а также временные затраты на каждый блок.

№ п/п
Наименование раздела
Содержание и разъяснения
Нормативные ссылки
Продолжительность
1
Общие сведения о транспортной деятельности организации
В рамках уставной деятельности организация осуществляет транспортную деятельность с использованием следующих видов транспортных средств: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, специализированная техника (указать конкретно). Общее количество транспортных единиц — ___ единиц. Транспортные средства размещаются на закрепленной территории (гараж, стоянка, автопарк), расположенной по адресу: ________________________. Маршруты эксплуатации определены на основании графика движения, производственных заданий и командировочных поручений. В процессе эксплуатации водитель выполняет технический контроль, предрейсовый осмотр, перевозку грузов/пассажиров, заправку топливом, взаимодействие с диспетчером, а также соблюдение режима труда и отдыха.
Постановление Правительства РФ № 712 от 15.06.2020 «О требованиях к обеспечению безопасности дорожного движения», Устав организации, Локальные нормативные акты
15 мин
2
Опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации транспортного средства
При выполнении трудовых функций водитель подвергается воздействию следующих опасных и вредных факторов:
— риск падения с высоты (при выходе из кабины, особенно в условиях гололеда или загрязненной поверхности);
— контакт с горячими поверхностями (радиатор, выпускной коллектор, глушитель);
— воздействие токсичных веществ (выхлопные газы, пары бензина, этилированный бензин, смазочные материалы);
— работа с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (топливо, антифриз);
— использование неисправного или неподходящего инструмента, оборудования и приспособлений;
— механическое воздействие (при погрузке/разгрузке, открывании бортов кузова);
— шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха в салоне (при неисправной вентиляции или утечке выхлопных газов).
Работодатель обязан обеспечить контроль за состоянием рабочей среды и проведение мероприятий по снижению уровня воздействия данных факторов.
ГОСТ 12.0.003-2015 «Опасные и вредные производственные факторы», Статья 212 ТК РФ
20 мин
3
Требования к безопасной эксплуатации и содержанию транспортного средства
Водитель обязан поддерживать транспортное средство в технически исправном состоянии. Не допускается эксплуатация ТС с неисправностями, влияющими на безопасность движения.
Обязанности водителя включают:
— ежедневную уборку салона и наружную мойку автомобиля;
— проверку исправности ремней безопасности (перед каждым выездом);
— контроль герметичности системы выпуска отработавших газов во избежание проникновения угарного газа в салон;
— очистку подножек от льда, снега, грязи и масляных пятен;
— недопущение хранения легковоспламеняющихся веществ в салоне;
— использование только сертифицированных технических жидкостей и расходных материалов.
Все выявленные неисправности подлежат немедленному сообщению ответственному лицу и фиксации в журнале технического состояния.
Постановление Правительства РФ № 1414 от 29.12.2021 «О правилах допуска ТС к участию в дорожном движении», Приказ Минтранса № 152
20 мин
4
Опасные зоны оборудования и требования по электробезопасности
При эксплуатации транспортного средства существуют зоны повышенной опасности:
— пространство под поднятым кузовом или краном-манипулятором;
— зона вокруг вращающихся частей двигателя и трансмиссии;
— зона действия электрических цепей (аккумулятор, стартер, генератор).
Перед выходом из кабины необходимо:
— выключить зажигание;
— затормозить стояночным тормозом;
— убедиться в отсутствии движения других ТС на проезжей части.
Запрещается прыгать из кабины. При остановке на уклоне — установка противооткатных упоров (башмаков).
При обслуживании аккумуляторной батареи строго соблюдается полярность подключения клемм. Не допускается курение и открытое пламя вблизи аккумулятора.
ГОСТ Р 52905-2008 «Требования к безопасности при техническом обслуживании», Правила по электробезопасности
20 мин
5
Порядок подготовки к рейсу (предрейсовый контроль)
Перед выездом на линию водитель обязан совместно с лицом, ответственным за техническое состояние транспорта, провести проверку:
— аккумуляторной батареи и стартера;
— работоспособности тормозной системы (рабочей, стояночной, запасной);
— рулевого управления (люфт, шарниры, тяги);
— осветительных и светосигнальных приборов;
— дверей, замков, стекол;
— системы отопления и вентиляции;
— глушителя и соединений выхлопной системы;
— комплектности (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, противооткатные упоры).
Для ТС, работающих на газовом топливе, обязательна ежедневная проверка герметичности газовой аппаратуры и отсутствия утечек.
Приказ Минтранса № 36 от 18.12.2020, Правила технического осмотра
15 мин
6
Безопасные методы управления ТС и действия в экстремальных ситуациях
Водитель обязан соблюдать режимы движения, установленные ПДД РФ, а также внутренние регламенты организации. Особое внимание уделяется:
— движению в темное время суток (включение ближнего света, контроль освещения дороги);
— эксплуатации в осенне-зимний период (антигололедные покрытия, противотуманные фары, зимние шины);
— вождению в условиях тумана, снегопада, гололеда (снижение скорости, увеличение дистанции);
— проезду железнодорожных переездов (остановка, визуальный контроль, запрет обгона);
— движению на горных маршрутах (торможение двигателем, контроль за охлаждением тормозов);
— соблюдению скоростного режима и правил обгона.
При возникновении аварийной ситуации (поломка, ДТП, пожар) водитель должен: остановиться, включить аварийную сигнализацию, обозначить место ДТП, оказать первую помощь, вызвать экстренные службы.
ПДД РФ, Приказ МВД № 664, Инструкции по БДД
15 мин
7
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и порядок их применения
Водителю предоставляются следующие средства индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ:
— специальная одежда (куртка, брюки из смесовой ткани);
— специальная обувь (безопасная, нескользящая, с защитным подноском);
— перчатки (хлопчатобумажные или маслобензостойкие);
— защитные очки (при работе с техническими жидкостями);
— респиратор (при работе в условиях загазованности).
СИЗ выдаются на основании приказа и подлежат учету. Водитель обязан использовать СИЗ при выполнении работ, связанных с риском травмирования. Хранение и уход за СИЗ — в зоне личной ответственности работника.
Приказ Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009, ГОСТ 12.4.011-89
15 мин
8
Правила передвижения по территории организации и в служебных помещениях
Водитель при нахождении на территории организации обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— двигаться по установленным пешеходным дорожкам;
— не пересекать проезжую часть в неустановленных местах;
— быть внимательным при движении вблизи погрузочно-разгрузочных зон;
— не допускать появления в производственных помещениях в загрязненной обуви;
— соблюдать тишину в административных зонах.
Курение разрешено только в специально отведенных местах.
Правила внутреннего распорядка, СанПиН 2.2.3.1384-03
10 мин
9
Безопасность при погрузке, разгрузке, транспортировке грузов и перевозке пассажиров
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ:
— запрещается использовать ноги для перемещения грузов;
— при открытии/закрытии бортов кузова привлекать помощника;
— груз должен быть надежно закреплен, не выступать за габариты;
— при перевозке опасных грузов — соблюдение специальных правил маркировки и сопровождения.
При перевозке пассажиров:
— обязательное использование ремней безопасности;
— запрет на курение и употребление спиртных напитков;
— контроль за поведением пассажиров;
— соблюдение режима труда и отдыха (для междугородних рейсов).
При буксировке — использование сертифицированных сцепных устройств, согласование маршрута с диспетчером.
Правила перевозки грузов, Правила перевозки пассажиров, Приказ Минтранса № 15, ГОСТ Р 41.79-2006
25 мин
10
Характерные причины ДТП, производственных травм и пожаров
Основными причинами аварийных и чрезвычайных ситуаций являются:
— нарушение ПДД (превышение скорости, несоблюдение дистанции, выезд на встречную полосу);
— неисправность транспортного средства (тормоза, рулевое управление);
— несоблюдение инструкций по охране труда (выход из кабины без тормоза, работа под поднятым кузовом);
— курение вблизи топливных баков или в салоне;
— неисправность электропроводки (искрение, короткое замыкание);
— агрессивное поведение пешеходов или других водителей;
— укус животных при работе в сельской местности.
Профилактика возможна только при системном подходе: обучение, контроль, техническое обслуживание.
Статистика ГИБДД, Отчеты по охране труда, Анализ ДТП
10 мин
11
Действия при аварии, пожаре, ЧС. Применение средств защиты и оказание первой помощи
В случае пожара:
— немедленно остановить ТС, выключить зажигание;
— эвакуировать пассажиров;
— использовать огнетушитель (пена, порошок);
— вызвать пожарную службу (101).
При ДТП:
— остановиться, включить «аварийку», выставить знак;
— не перемещать пострадавших без необходимости;
— оказать первую медицинскую помощь (остановка кровотечения, иммобилизация);
— вызвать скорую помощь (103) и ГИБДД (112).
Средства пожаротушения (огнетушитель), аптечка и знак аварийной остановки размещены в кабине водителя.
Водитель прошел обучение оказанию первой помощи и имеет удостоверение.
Приказ МЗ РФ № 415н, ГОСТ Р 52778-2007, Инструкция по ПМП
15 мин

Итоговая таблица распределения времени

Наименование раздела
Продолжительность (мин)
1. Общие сведения о транспорте
15
2. Опасные и вредные факторы
20
3. Безопасная эксплуатация ТС
20
4. Опасные зоны и электробезопасность
20
5. Подготовка к работе
15
6. Безопасные методы работы
15
7. Средства индивидуальной защиты
15
8. Передвижение по территории
10
9. Погрузка, разгрузка, перевозка
25
10. Причины аварий и травм
10
11. Действия при ЧС и ПМП
15
ИТОГО
180

Заключение

По завершении инструктажа водитель обязан подписать акт о прохождении первичного инструктажа на рабочем месте, подтверждающий ознакомление с изложенными требованиями. Ответственное лицо проводит опрос для проверки усвоения материала.

Настоящая программа подлежит периодическому пересмотру не реже одного раза в три года или при изменении условий труда, внедрении нового оборудования, транспортных средств или вступлении в силу новых нормативных актов.

Ответственное лицо за проведение инструктажа:
______________________
«_» _______________ 20 г.

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.

Все о предрейсовых медицинских осмотрах.