УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ________________________
Организация________________________
« » ________________ 20 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, правилами дорожного движения, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность автотранспортных предприятий. Целью документа является установление единых требований к обеспечению безопасности водителей, направляемых в командировки, включая дальние рейсы, а также выполняющих трудовые функции вне постоянного места службы.
1.2. Инструкция обязательна для исполнения всеми водителями, привлекаемыми к выполнению транспортных операций в условиях отрыва от основного подразделения организации. К таким условиям относятся, в том числе, междугородние и международные перевозки, длительные по времени рейсы, а также выполнение работ в удалённых или труднодоступных районах.
1.3. В целях обеспечения безопасности труда и предупреждения аварийных ситуаций в процессе эксплуатации автотранспортных средств (далее — АТС), в длительные командировки направляются исключительно водители, отвечающие следующим критериям:
- обладающие высоким уровнем дисциплинированности и ответственности;
- имеющие достаточный стаж работы на транспортных средствах соответствующих категорий;
- прошедшие в установленном порядке медицинское освидетельствование;
- успешно завершившие вводный и первичный инструктажи по охране труда;
- прошедшие стажировку на рабочем месте;
- сдавшие проверку знаний требований охраны труда и Правил дорожного движения;
- не имеющие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
1.4. В случае направления в рейс двух и более водителей для совместной эксплуатации одного или нескольких транспортных средств на срок, превышающий 48 часов, приказом руководителя организации назначается ответственный работник, наделённый полномочиями по контролю за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности. Указанный работник обязан обеспечить выполнение всеми членами группы требований настоящей инструкции, а его распоряжения являются обязательными для исполнения.
1.5. При необходимости организации отдыха вне населённых пунктов, ответственный работник обязан организовать дежурство с целью контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, недопущением нарушений режима труда и отдыха, а также обеспечения личной безопасности водителей.
1.6. Каждый водитель должен быть осведомлён о потенциальных опасных и вредных производственных факторах, с которыми он может столкнуться в процессе выполнения трудовых обязанностей. К таким факторам относятся:
- работа с поднятым транспортным средством или его агрегатами при техническом обслуживании;
- контакт с горячей водой, паром, агрессивными химическими веществами;
- воздействие легковоспламеняющихся и токсичных веществ, включая этилированный бензин;
- использование неисправного оборудования, инструментов или приспособлений;
- риск падения при выходе из кабины или передвижении по территории, особенно в условиях плохой освещённости или скользкого покрытия.
1.7. Все водители обязаны пройти обучение по оказанию первой доврачебной помощи. Они должны уметь оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, травмах, отравлениях и других чрезвычайных ситуациях до прибытия квалифицированных медицинских работников.
1.8. В случае, если водитель не воспользовался правом на отдых, предусмотренное действующим трудовым законодательством и локальными нормативными актами, никто не вправе требовать от него выезда в рейс. Принуждение к выполнению трудовых функций без предоставления положенного отдыха является нарушением трудовых прав и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Невыполнение требований, изложенных в настоящей инструкции, влечёт за собой дисциплинарную, административную или иную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед выездом в командировку или рейс водитель обязан:
a) Иметь при себе следующий пакет документов:
- водительское удостоверение, действительное на момент выезда;
- регистрационные документы на транспортное средство;
- путевой лист, оформленный в установленном порядке;
- документы, подтверждающие характер и условия перевозки груза (накладные, сертификаты, разрешения);
- лицензионную карточку (при необходимости);
- командировочное удостоверение;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- доверенность на получение груза (в случае, если водитель уполномочен на совершение соответствующих действий).
б) Ознакомиться в полном объёме с настоящей инструкцией, а также с иными локальными нормативными актами, регулирующими безопасность труда в организации.
в) Пройти предрейсовый медицинский осмотр, проводимый уполномоченным медицинским работником. Результаты осмотра фиксируются в специализированном журнале, а в путевом листе делается соответствующая отметка о допуске к рейсу.
г) Получить инструктаж от ответственного должностного лица, включающий:
- маршрут движения;
- график движения и остановок;
- места, предназначенные для отдыха;
- порядок пересмены водителей (в случае совместного рейса);
- особенности перевозки груза и пассажиров;
- информацию об ожидаемых метеорологических, дорожных и климатических условиях;
- режимы труда и отдыха;
- время прибытия в конечный пункт и возврата в место базирования.
д) Совместно с ответственным за техническое состояние транспортных средств провести внешний осмотр АТС перед выездом. Проверка осуществляется в соответствии с требованиями «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Особое внимание уделяется следующим аспектам:
- отсутствие утечек топлива, масла, тормозной жидкости и охлаждающей жидкости;
- состояние колёс и шин (включая давление и степень износа протектора);
- работоспособность приборов освещения и световой сигнализации;
- функционирование стеклоочистителей и стеклоомывателей;
- наличие и исправность системы обогрева и обдува лобового стекла;
- корректная работа спидометра и тахографа (при наличии);
- исправность противоугонных устройств;
- наличие и комплектность аптечки первой помощи, огнетушителя, инструментов, противооткатных упоров, аварийного знака;
- уровень заправки топливом, маслом, тормозной жидкостью;
- состояние аккумуляторных батарей, включая плотность электролита.
2.2. После завершения осмотра водитель расписывается в путевом листе, подтверждая факт принятия транспортного средства в исправном состоянии.
2.3. В случае выявления неисправностей, препятствующих безопасной эксплуатации АТС, водитель вправе отказаться от выезда в рейс. Никто не вправе принуждать водителя к управлению транспортным средством, имеющим технические дефекты, угрожающие безопасности движения.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В процессе выполнения трудовых функций водитель обязан строго соблюдать требования Правил дорожного движения Российской Федерации, а также внутренние регламенты организации. Особое внимание должно уделяться контролю за техническим состоянием АТС, а также за правильным размещением, креплением и сохранностью перевозимого груза во избежание его смещения, падения или создания помех другим участникам движения.
3.2. Запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
- эксплуатировать АТС под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию, внимание или координацию движений;
- выходить на линию в болезненном или чрезмерно утомлённом состоянии, если это может повлиять на безопасность движения;
- передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием медикаментов, не имеющим водительского удостоверения или не прошедшим медицинский осмотр;
- пересекать организованные колонны (в том числе пешие), а также встраиваться в них без разрешения;
- самостоятельно изменять маршрут движения, за исключением случаев, связанных с ухудшением дорожной или климатической обстановки. Любое отклонение от утверждённого маршрута подлежит обязательной фиксации в путевом листе;
- перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля;
- нарушать установленные режимы труда и отдыха. Продолжительность ежедневной работы не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, при необходимости доставки до места отдыха, допускается увеличение до 12 часов. Ежедневный отдых — не менее 12 часов. Сверхурочная работа — не более 4 часов в течение двух дней подряд;
- спать в кабине при работающем двигателе — это создает риск отравления выхлопными газами и представляет угрозу для жизни;
- открывать двери АТС, если это может создать опасность или помеху для других участников движения;
- превышать установленные скоростные режимы;
- резко тормозить без крайней необходимости, связанной с предотвращением ДТП;
- выполнять разворот в запрещённых местах: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах, под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью менее 100 метров, на остановках общественного транспорта, на автомагистралях и дорогах с обозначением «Дорога для автомобилей» (знак 5.3);
- выполнять обгон в запрещённых зонах: на регулируемых перекрёстках с выездом на встречную полосу, на нерегулируемых перекрёстках при движении по второстепенной дороге, на пешеходных переходах при наличии пешеходов, на железнодорожных переездах и за 100 метров до них, в конце подъёма или на участках с ограниченной видимостью;
- перевозить груз, который затрудняет управление, нарушает устойчивость АТС, закрывает световые приборы, регистрационные знаки, создаёт шум, пыль или загрязняет окружающую среду. При выявлении таких нарушений водитель обязан устранить причину или прекратить движение.
3.3. Длительная стоянка с целью отдыха или ночлега вне населённого пункта разрешается только на специально отведённых для этого площадках или за пределами проезжей части.
3.4. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель обязан предпринять все возможные меры для перемещения АТС в безопасное место. Если это невозможно, необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки: не ближе 15 метров — в населённом пункте, не ближе 30 метров — вне его.
3.5. Запрещается эксплуатация АТС при следующих неисправностях:
- неисправность рабочей тормозной системы;
- неисправность рулевого управления;
- неисправность сцепного устройства (в составе автопоезда);
- отсутствие или неработоспособность фар и задних габаритных огней при движении по неосвещённым дорогам в тёмное время суток или при недостаточной видимости;
- неработоспособность стеклоочистителя со стороны водителя во время дождя или снегопада.
4. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить транспортное средство и не перемещать его с места;
- включить аварийную световую сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки на безопасном расстоянии (в зависимости от обстановки);
- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшим;
- вызвать скорую медицинскую помощь;
- при невозможности ожидания медпомощи — доставить пострадавших на попутном или собственном транспорте в ближайшее медицинское учреждение, предварительно сообщив свои данные и вернувшись к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если это необходимо для движения других участников.
4.2. Перед перемещением ТС для оказания помощи, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства, следы и предметы, связанные с ДТП, в присутствии свидетелей. Необходимо сообщить о происшествии в полицию и в организацию.
4.3. При буксировке:
- на гибкой сцепке — расстояние 4–6 метров, с предупредительными флажками (200х200 мм, с красно-белыми диагональными полосами);
- на жёсткой сцепке — не более 4 метров.
4.4. Буксировка запрещается:
- при неисправном рулевом управлении;
- двух и более ТС одновременно;
- при неисправной тормозной системе, если масса буксируемого превышает половину массы буксирующего.
4.5. При меньшей массе допускается буксировка только на жёсткой сцепке.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. По окончании рейса водитель обязан:
- при постановке на стоянку закрыть вентили газовой системы, выработать газ, отключить зажигание и «массу»;
- сообщить руководству о выявленных неисправностях.
С инструкцией ознакомлены:
(подписи, ФИО, должности, даты)
Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.