УТВЕРЖДЕНО
Руководитель _________________________
Организация ___________________________
« » __________ 20 г.
М.П.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны труда и безопасности дорожного движения. Она устанавливает правила безопасного выполнения трудовых обязанностей водителями транспортных средств в весенне-летний период года.
1.2. Инструкция обязательна для исполнения всеми водителями, осуществляющими эксплуатацию автотранспортных средств в указанный сезонный период. Ее положения направлены на предотвращение аварийных ситуаций, обеспечение устойчивой работоспособности транспортных средств и защиту жизни и здоровья водителей, пассажиров и третьих лиц.
1.3. К допуску к выполнению обязанностей водителя допускаются лица, прошедшие обязательное предварительное медицинское освидетельствование, а также повторную проверку состояния здоровья в установленные законом сроки. Необходимым условием допуска является прохождение вводного и первичного инструктажей по охране труда на рабочем месте, стажировки под руководством опытного специалиста и проверку знаний нормативных требований по безопасности труда.
1.4. Водитель обязан иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Подтверждение данных навыков осуществляется путем прохождения обязательного обучения по программе оказания первой доврачебной помощи, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
2.1. В период интенсивного снеготаяния и повышенной влажности дорожного полотна водитель обязан соблюдать повышенные меры предосторожности. На проезжей части возможно наличие скрытых дефектов дорожного покрытия — ям, выбоин, неровностей, скрытых под слоем талой или дождевой воды. Движение по таким участкам допускается только с существенным снижением скорости, исключающим риск повреждения ходовой части, подвески, днища и иных конструктивных элементов транспортного средства.
2.2. При проезде через участки дорог с застоявшейся водой существует высокая вероятность намокания тормозных механизмов, что приводит к резкому снижению коэффициента трения и, как следствие, к потере эффективности тормозной системы. В подобных ситуациях водитель обязан осуществлять плавное и многократное нажатие на педаль тормоза на небольшой скорости для восстановления рабочих характеристик тормозов. Рекомендуется повторное торможение после выезда из зоны с водой для просушки колодок.
2.3. В условиях повышенной влажности грунтовые обочины дорог становятся неустойчивыми, размываются и приобретают вязкую консистенцию. Съезд на такую обочину может привести к заносу, потере устойчивости транспортного средства и, в ряде случаев, к опрокидыванию, особенно при движении на высокой скорости. Запрещается резкое маневрирование и съезд на размокший грунт. При необходимости остановки выбор места должен осуществляться исключительно на участках с твердым покрытием.
2.4. В весенне-летний период возрастает интенсивность движения пешеходов, велосипедистов и пользователей других видов малогабаритного транспорта. Указанные категории участников дорожного движения зачастую не обладают достаточным уровнем знаний Правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Водитель обязан проявлять повышенную бдительность, прогнозировать возможные неожиданные маневры и обеспечивать безопасную дистанцию при разъездах.
2.5. В утренние часы, особенно в начале весны, на дорожном полотне может образовываться тонкая ледяная пленка вследствие ночных заморозков. При наличии гололеда коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до критических значений — в отдельных случаях до 0,05, что значительно ниже нормативных показателей на сухом асфальте (0,7–0,9). В таких условиях запрещается резкое торможение, ускорение и повороты. Рекомендуется движение на минимально допустимой скорости с увеличенной дистанцией до впереди идущего транспорта.
2.6. Особое внимание следует уделять проезду мостов, эстакад и путепроводов. Данные участки подвержены обледенению в первую очередь из-за отсутствия теплового отражения от грунта и охлаждения снизу и сверху. Ледяная корка на них образуется раньше, чем на прилегающих участках дорог, и сохраняется дольше. На таких участках запрещаются резкие действия рулевым управлением, педалью газа и тормоза. Смена полосы движения и выполнение обгона в зоне мостов недопустимы без крайней необходимости.
2.7. При движении по мокрому дорожному покрытию колеса автомобилей создают интенсивные брызги, загрязняющие лобовое стекло и боковые зеркала. Это существенно ухудшает обзор и может привести к аварийной ситуации. Запрещается эксплуатация транспортного средства с неисправными или отсутствующими стеклоочистителями и омывателями. Перед выездом необходимо убедиться в их работоспособности.
2.8. В летний период, в связи с началом школьных каникул, значительно возрастает риск дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Дети часто проявляют неадекватное поведение на дорогах, не соблюдая правила перехода проезжей части. Водитель обязан соблюдать особую осторожность при проезде территорий, прилегающих к образовательным учреждениям, игровым площадкам, паркам и зонам отдыха. Рекомендуется снижение скорости и готовность к экстренной остановке.
3. ПРАВИЛА ПРЕОДОЛЕНИЯ ГРУНТОВЫХ И ТРУДНОПРОХОДИМЫХ УЧАСТКОВ ДОРОГ
3.1. Водитель обязан иметь четкое представление о методах преодоления сложных участков бездорожья, включая рвы, глубокие ямы, насыпи и косогоры. Указанные препятствия рекомендуется преодолевать под углом, близким к 90 градусам, на пониженной передаче, с плавным подводом мощности. Запрещается резкое переключение передач и резкие повороты руля, способные привести к повреждению трансмиссии и ходовой части.
3.2. Грунтовые дороги, не имеющие асфальтобетонного или иного прочного покрытия, подвержены размыванию и образованию колей после дождей. В таких условиях рекомендуется движение по уже сформированным колеям, при условии, что их глубина не создает угрозы повреждения картера двигателя или ведущих мостов. Уплотненный грунт в колее обеспечивает лучшее сцепление и снижает сопротивление качению. При движении вне колеи предпочтение следует отдавать участкам с жидкой грязью, поскольку она оказывает меньшее сопротивление по сравнению с плотной, застывшей грязью.
3.3. Преодоление участков с глубокой грязью осуществляется на пониженной передаче с постоянными оборотами двигателя, исключающими остановку. При пересечении канав и рвов необходимо контролировать дорожный просвет, чтобы избежать повреждения нижних агрегатов автомобиля. Небольшие препятствия можно преодолевать на инерции («накатом») с выключенным сцеплением или на низшей передаче. Глубокие колеи следует преодолевать строго под прямым углом — движение под острым углом может привести к перекосу рамы и поломке ходовой части.
3.4. При работе в условиях бездорожья водитель обязан обеспечить наличие в транспортном средстве следующего оборудования: лопата, буксировочный трос, топор, цепи противоскольжения. Отсутствие данных средств может затруднить выход из аварийной ситуации и увеличить время простоя.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИНСТРУКЦИЕЙ
С содержанием инструкции ознакомлены:
ФИО
|
Должность
|
Подпись
|
Дата
|
---|---|---|---|
(Подписи и дата оформляются в установленном порядке)
Примечание: Настоящая инструкция подлежит регулярному пересмотру не реже одного раза в год с учетом изменений в законодательстве и специфики эксплуатации транспортных средств.