Ведение журнала учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП) — обязательное требование для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые владеют транспортными средствами. Это не просто формальность, а важный элемент управления безопасностью на предприятии, снижения аварийности и минимизации финансовых потерь. В данном материале мы подробно разберем, зачем нужен журнал учета ДТП, каковы правовые основы его ведения, кто должен его заполнять, какие сведения вносить и как избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Зачем вести журнал учета ДТП?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.09.2020 № 1079 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» и Приказу Минтранса России от 02.04.1996 № 22, все владельцы транспортных средств обязаны вести учет ДТП. Основная цель — выявление причин аварий, анализ обстоятельств и разработка мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
Журнал учета ДТП позволяет:
- выявить водителей-нарушителей ПДД;
- проанализировать техническое состояние автопарка;
- оценить влияние внешних факторов (погода, дорожные условия);
- снизить количество аварий и, как следствие, сократить расходы на ремонт и страховые выплаты.
Кроме того, статистика ДТП используется ГИБДД и владельцами автомобильных дорог для выявления аварийно-опасных участков, установки знаков, корректировки скоростного режима и улучшения инфраструктуры.
Нормативная база и обязательные требования
Основными документами, регулирующими ведение журнала учета ДТП, являются:
- Постановление Правительства № 1079 от 19.09.2020;
- Приказ Минтранса № 22 от 02.04.1996.
Согласно этим нормативным актам, учету подлежат все ДТП, независимо от способа оформления — как с участием сотрудников ГИБДД, так и по европротоколу. Это важный момент, поскольку многие организации ошибочно полагают, что мелкие аварии, оформленные без вызова полиции, можно не учитывать. Однако это не так.
Если водитель оформил ДТП по европротоколу, организация обязана потребовать от него все документы: заполненный бланк извещения о ДТП, фотографии, справку из страховой компании. Эти данные также вносятся в журнал. Игнорирование таких случаев может привести к расхождению между внутренними данными и информацией в базе ГИБДД, что повлечет за собой претензии со стороны контролирующих органов.
Ответственность за отсутствие журнала учета ДТП
Отсутствие или ненадлежащее ведение журнала учета ДТП может повлечь административную ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ — «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований». Размер штрафов:
- для граждан — 1 500–2 000 рублей;
- для должностных лиц и ИП — 3 000–4 000 рублей;
- для юридических лиц — 30 000–40 000 рублей.
Хотя по решению суда за негрубые нарушения возможно вынесение предупреждения (например, как в Решении № 2-28/2015), судебная практика показывает, что риск штрафа высок. Так, в Постановлении от 21 апреля 2016 года по делу № 5-1179/2016 суд признал виновной организацию, не ведущую журнал учета ДТП, даже при отсутствии реальных аварий.
Как вести журнал учета ДТП: обязательные реквизиты
Форма журнала учета ДТП утверждена Приказом Минтранса № 22. Он состоит из двух разделов:
Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с ГИБДД
Эти данные должны совпадать с информацией в базе МВД. Вносятся следующие сведения:
- учетный номер карточки ДТП (если есть);
- дата и время происшествия;
- место ДТП;
- вид происшествия (столкновение, наезд на препятствие, опрокидывание и др.);
- модель и государственный номер транспортного средства;
- ФИО водителя;
- погодные и дорожные условия;
- причины ДТП по результатам внутреннего расследования;
- последствия: число погибших и раненых;
- примечания.
Раздел 2. Внутренние сведения
Эта информация не сверяется с ГИБДД, но необходима для анализа и управления рисками:
- данные о водителе: стаж, квалификация, состояние здоровья, на каком часу смены произошло ДТП;
- информация о ТС: срок эксплуатации, пробег, даты последних ТО-1 и ТО-2;
- условия перевозки: вид и вес груза, число пассажиров, маршрут, нарушения режима труда и отдыха;
- материальный ущерб: повреждение ТС, груза, дорожных сооружений;
- принятые меры по устранению причин аварии.
Кто должен вести журнал учета ДТП?
Законодательство не устанавливает конкретную должность, ответственную за ведение журнала. Однако, согласно Приказу Минтранса № 282 от 31.07.2020, специалист по безопасности дорожного движения обязан:
- анализировать причины ДТП;
- готовить отчеты по предупреждению аварий;
- проводить сверку данных с ГИБДД.
Поэтому на практике именно специалист по БДД чаще всего ведет и контролирует заполнение журнала.
Как проходит сверка ДТП с ГИБДД?
До 1 января 2021 года организации обязаны были ежемесячно сверять данные о ДТП с подразделением ГИБДД и получать отметку о прохождении сверки. Сейчас это требование отменено. Согласно новым правилам, сверка проводится не реже одного раза в год.
Для получения данных о ДТП можно воспользоваться официальным сайтом ГИБДД (гибдд.рф) в разделе «Проверка автомобиля». Запрос осуществляется по VIN-номеру каждого транспортного средства. Результаты проверки необходимо распечатать и хранить в качестве подтверждения сверки.
Важно: ДТП, оформленные по европротоколу, не попадают в базу ГИБДД. Поэтому организация должна самостоятельно учитывать такие случаи и вести отдельный учет. Для этого можно использовать лист согласования, где указывается общее количество ДТП и количество происшествий, оформленных по европротоколу. Главное — чтобы число ДТП в журнале было не меньше, чем в базе ГИБДД.
Кто и как проверяет журнал учета ДТП?
Проверить журнал могут:
- сотрудники ГИБДД;
- инспекторы Ространснадзора при плановых проверках;
- прокуроры (теоретически, но на практике редко).
Проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года. При этом у проверяющих есть право запросить:
- сам журнал учета ДТП;
- копии документов по каждому происшествию (протоколы, справки, страховые извещения);
- акты внутреннего расследования;
- распечатки сверки с ГИБДД.
Как снизить аварийность в компании?
Ведение журнала — не самоцель, а инструмент для снижения аварийности. Чтобы минимизировать риски, организациям необходимо:
- Поддерживать техническое состояние ТС — регулярно проводить ТО, ремонты, диагностику.
- Контролировать подготовку и состояние водителей — проводить инструктажи, проверять знание ПДД, следить за режимом труда и отдыха.
- Анализировать нарушения ПДД — вести учет штрафов, выявлять системных нарушителей, проводить с ними разъяснительную работу.
- Применять современные технологии — установка тахографов, GPS-трекеров, систем видеонаблюдения помогает контролировать дисциплину водителей.
Ведение журнала помогает:
- избежать штрафов и претензий со стороны контролирующих органов;
- снизить количество аварий;
- сэкономить на ремонте и страховке;
- повысить дисциплину водителей и качество управления автопарком.
Чтобы журнал был в порядке, необходимо:
- вносить все ДТП, включая оформленные по европротоколу;
- проводить внутреннее расследование;
- хранить все сопроводительные документы;
- ежегодно сверять данные с ГИБДД;
- назначить ответственного сотрудника (желательно — специалиста по БДД).
Правильное ведение журнала — это инвестиция в безопасность, репутацию и финансовую устойчивость вашей организации. Не откладывайте его ведение «на потом» — начните сегодня, чтобы избежать проблем завтра.
Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.