Hi, How Can We Help You?

Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок: требования, оформление и практические рекомендации

Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок: требования, оформление и практические рекомендации

С 1 сентября 2021 года вступили в силу новые нормативные требования в сфере обеспечения безопасности при перевозках автомобильным транспортом. Основным документом, регулирующим данную сферу, стал Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 145, который утвердил «Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Этот нормативный акт пришел на смену ранее действовавшему Приказу Минтранса № 7, который был официально отменён. Введение нового приказа повлекло за собой изменения в обязательных процедурах, в том числе в порядке проведения инструктажей водителей и ведения соответствующей документации. Данный приказ действует и в 2026 году.

Кто обязан соблюдать требования Приказа № 145?

Важно понимать, что не все организации, эксплуатирующие транспортные средства, подпадают под действие данного приказа. Обязанность по его исполнению возлагается на следующие категории субъектов транспортной деятельности:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования.
  2. Юридические лица и ИП, которые осуществляют перевозки грузов с заключением договора перевозки.
  3. Субъекты, выполняющие перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов с использованием автобусов или грузовых автомобилей без оформления договоров.

Таким образом, если организация использует автобусы, грузовики или иные транспортные средства для перевозки людей или грузов — даже в рамках внутренних задач, без оформления договоров — она попадает под действие Приказа № 145.

Однако есть и исключения. Организации, которые эксплуатируют только легковые автомобили исключительно для собственных нужд (например, для служебных поездок сотрудников, без предоставления транспортных услуг третьим лицам), не обязаны выполнять требования Приказа № 145. Это означает, что им не нужно проводить специализированные инструктажи по безопасности перевозок и вести Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок. Такие компании могут руководствоваться иными нормативными актами, например, правилами по охране труда или внутренними инструкциями по безопасности.

Обязательные виды инструктажей по безопасности перевозок

Согласно пункту 3 Приказа № 145, субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей:

  • Вводный инструктаж — проводится при поступлении водителя на работу или при переводе на другое подразделение, связанное с перевозками.
  • Предрейсовый инструктаж — проводится перед отправлением водителя в рейс.
  • Сезонный инструктаж — организуется с учетом изменения климатических условий (например, переход на зимний режим эксплуатации ТС).
  • Специальный инструктаж — проводится в особых случаях, таких как изменение маршрута, использование нового типа транспортного средства, введение новых требований безопасности и т.д.

Каждый из этих инструктажей должен быть задокументирован в установленном порядке. Отсутствие записи в журнале может быть расценено контролирующими органами как нарушение, что повлечёт административную ответственность.

Требования к Журналу учета инструктажей

Согласно пункту 7 Приказа № 145, информация о проведённых инструктажах должна фиксироваться в Журнале учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Этот документ является обязательным и должен содержать следующие сведения:

  • Дата проведения инструктажа;
  • Вид инструктажа (вводный, предрейсовый, сезонный, специальный);
  • Должность, фамилия и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • Подпись лица, проводившего инструктаж;
  • Фамилия и инициалы водителя, прошедшего инструктаж;
  • Подпись водителя.

Важно отметить, что в самом приказе не содержится требование о шнуровке, прошивке или нумерации страниц журнала. Также не указано, что журнал должен быть утверждён приказом по организации. Это означает, что организация может разработать и использовать собственную форму журнала, главное — чтобы она включала все перечисленные выше реквизиты.

Пример оформления Журнала учета инструктажей

Такой журнал может вестись как в бумажном, так и в электронном виде. При использовании электронной формы обязательным условием является наличие у участников инструктажа квалифицированной электронной подписи (КЭП), чтобы обеспечить юридическую значимость записей.

Часто задаваемые вопросы и разъяснения

В комментариях к статье и в переписке с читателями были затронуты важные практические вопросы, которые требуют разъяснения:

1. Нужно ли указывать содержание инструктажа в журнале?

Нет. Согласно Приказу № 145, в журнал вносятся только дата, вид инструктажа, данные инструктирующего и инструктируемого, а также их подписи. Указание краткого содержания инструктажа не является обязательным, хотя и может быть предусмотрено внутренними регламентами организации для удобства контроля.

что нужно указывать в журнале по БД2. Как часто проводится предрейсовый инструктаж?

Согласно пункту 7.2 Приказа № 145, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс, за исключением случаев, когда водитель выполняет второй и последующие рейсы по одному и тому же маршруту. Это означает, что если водитель ежедневно совершает одинаковые поездки (например, по фиксированному маршруту перевозки школьников), инструктаж проводится один раз — до первого рейса. При изменении маршрута, времени выезда или условий движения инструктаж должен быть повторен.

журнал безопасности перевозок3. Можно ли вести отдельные журналы по видам инструктажей?

Нет. Приказ № 145 требует ведения единого журнала, в котором отражаются все виды инструктажей. Хотя на практике некоторые организации ведут раздельные журналы (например, отдельно по вводным, предрейсовым и сезонным инструктажам), это не соответствует требованиям нового приказа. Контролирующие органы могут расценить такой подход как нарушение.

Однако организация может вести дополнительные внутренние документы (например, личные карточки водителей, где фиксируется стажировка, повышение квалификации и другие данные), но основной и обязательный документ — единый журнал.

4. Что делать с уже заполненными старыми журналами?

Если до 1 сентября 2021 года использовались отдельные журналы по БДД, их можно закончить, но с момента вступления в силу Приказа № 145 необходимо вводить новый единый журнал. Продолжение ведения старых форматов после этой даты не соответствует действующему законодательству.

5. Нужны ли инструктажи для водителей легковых автомобилей?

Если организация использует легковые автомобили исключительно для собственных нужд и не осуществляет перевозок пассажиров или грузов на коммерческой основе, то инструктажи по безопасности перевозок не требуются. Однако рекомендуется проводить инструктажи по охране труда и правилам внутреннего распорядка для обеспечения общей безопасности.

6. Можно ли вести журнал в электронном виде?

Да, можно. Электронный журнал допускается при условии использования квалифицированной электронной подписи как инструктирующего, так и водителя. Это обеспечивает юридическую значимость документа и его приемлемость для проверок.

Рекомендации по организации работы

Для эффективного выполнения требований Приказа № 145 организациям рекомендуется:

  • Разработать и утвердить локальные нормативные акты, регулирующие порядок проведения инструктажей.
  • Обеспечить подготовку ответственных лиц, которые будут проводить инструктажи (например, механиков, инженеров по БДД).
  • Внедрить систему контроля за своевременностью проведения инструктажей.
  • Обучить персонал работе с журналом (особенно при использовании электронных систем).
  • Хранить журналы в течение установленного срока (рекомендуется не менее 5 лет).

Внедрение Приказа Минтранса № 145 стало важным шагом в стандартизации требований к безопасности перевозок. Введение единого журнала учета инструктажей упрощает контроль и повышает ответственность работодателей. Несмотря на первоначальные трудности адаптации, особенно в крупных транспортных компаниях, соблюдение новых правил способствует снижению аварийности и повышению уровня безопасности на дорогах. Организациям, не имеющим достаточного опыта в оформлении транспортной документации, предлагается воспользоваться готовыми пакетами документов, разработанными специалистами. Такие пакеты включают образцы журналов, инструкций, программ инструктажей и других необходимых форм, что позволяет быстро и корректно организовать работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.