Hi, How Can We Help You?

Послерейсовый технический осмотр (контроль) транспортных средств в 2024 году

Послерейсовый технический осмотр (контроль) транспортных средств в 2024 году

Нормативные требования к  послерейсовому техосмотру автотранспорта вновь претерпели изменения. Информация в интернете противоречива. Устаревший материал не отличишь от нового, поэтому происходит путаница. Чем же руководствоваться, на что опираться перевозчикам, обязанным заполнять путевые листы, согласно нововведениям. Как это отразится на работе транспортных компаний. Что по этому поводу ответил Минтранс России.

Послерейсовый технический осмотр-это вид технического осмотра автотранспорта осуществляемый контролером технического состояния после возвращения автомобиля в автопарк.

Цель проведения послерейсового осмотра контролером технического состояния-это выявления повреждений узлов и соединений транспортного средства возникшие в ходе рейса, которое перевозило грузи или людей.

 

Главное в письме Минтранса России от 2021 года : послерейсовый технический контроль транспортных средств законодательством РФ не предусмотрен.

Разъяснения Департамента госполитики в сфере автотранспорта РФ по вопросу прохождения послерейсового контроля транспортного средства.

 

Согласно ст.20 Закона РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.) закрепление на правовом уровне нормативных требований к организации и Порядку проведения предрейсового и послерейсового технического контроля состояния автотранспорта, включая пассажирский, возложена на Минтранс России

 

Нормативно-правовая база проведения послерейсового технического осмотра транспортных средств в 2022 году.

Транспортные компании были обязаны руководствоваться Приказом Минтранса (далее Департамент или ПМТ) №296 (8/09-18 г.). Но Постановлением Правительства №1742 (26/10-20 г.) он был отменен. Поэтому приведенные в ПМТ №296 требования утратили силу. Новый Порядок по организации Предрейсового (предсменного) техконтроля (далее ПТК) регламентирует МТ №9 (15/01-21 г.), который действует с сентября 2021 года. Положения и требования к транспортным компаниям, изложенные в нем, соответствуют Приказу МТ №368 (11/09-20 г.).

 

Наше примечание: Автотранспортным организациям необходимо руководствоваться Приказами №9 — Порядок ПТК и №368 — Заполнение путевых листов (обязательные реквизиты п/л).

 

Далее Департамент разъясняет, что согласно п. 8 ПМТ №368:

 

  1. Прохождение Медицинского осмотра водителей и проведение технического контроля состояния ТС подтверждается (доказывается) наличием отметок в путевом листе, под техническим контролем понимаем только предрейсовый технический контроль, проведение послерейсового технического контроля никакими законодательными актами не предусмотрено.
  2. Путевка должна оформляться на каждое транспортное средство, находящееся в эксплуатации юрлиц или ИП.
  3. Послерейсовый (послесменный) техосмотр автотранспорта нормативно-правовыми актами не регламентирован.

 

Департамент подчеркивает: в целях безопасности, в соответствие с ПДД, осуществлять перевозку грузов или пассажиров без предсменного технического осмотра запрещено Постановлением Совета Министров №1090 (23/09-93 г.). Проверять ТС перед выездом с места парковки, выявляя неисправности, должны согласно установленным НПА под контролем должностных лиц, отвечающих за БДД.

 

Минтранс так же сообщает: требования, регулируемые нормативно-правовыми актами, касающиеся проведения обязательного послерейсового технического осмотра легкового транспорта , используемого для поездок в личных целях, не установлены.

 

Послерейсовый технический осмотр в системе КИС «АРТ»

 
В электронном путевом листе системы Аналитика работы такси есть графа послерейсовый технический осмотр.  Но данная графа неправомерна, так как законодательно прохождение послерейсовых технических осмотров нигде не закреплено.

послерейсовый технический осмотр в путевом листе
Заказчиком проекта КИС «АРТ» является Департамент транспорта и развития ДТИ Москвы. Кроме того, что в систему контроля за перевозчиками пассажиров в сфере ТАКСИ, работающих в столице, должны быть включены все таксопарки, чтобы осуществлялся надзор за их деятельностью и соблюдением нормативных требований, МТ РФ ничего добавить не может в силу своей некомпетентности. Поэтому рекомендует за разъяснениями обращаться к Заказчику КИС «АРТ». Письмо подписано и.о. замдиректора Департамента А.А. Ениным.

 

Порядок и организация проведения послерейсового и предрейсового технического осмотра ТС
Обзор Приказа Минтранса РФ № 9 от 15.01.2021

 

Несмотря на то, что норматив занимает всего одну страницу, он содержит большой объем информации. Обратившись к нему, найдете ответы на вопросы, которые уже не требуют иного правового подтверждения. Обзор Порядка, регулируемого Приказом Минтранса, поможет организовать ПТО, основываясь на Законах РФ.

 

Какой транспорт должен проходить послерейсовый техосмотр?

Ответ очень простой. Никакой транспорт не обязан проходить послерейсовый технический осмотр, так как законодательно такого вида осмотра нет.
Какой транспорт должен проходить предрейсовый техосмотр?

 

ПМТ № 9 действует до сентября 2027 года с целью недопущения к рейсу автотранспорта, имеющего неисправности. Требования этого нормативного документа при эксплуатации ТС обязаны выполнять:

 

  • юрлица и ИП на основании договора фрахтования;
  • при транспортировке грузов;
  • перевозя пассажиров;
  • совершая перевозку в личных целях на грузовой машине или автобусе без договора об оказании услуг.

 

Нужно ли проверять техническое состояние автотранспортного средства, находящегося в длительном рейсе?

 

В п. 3 Порядка отражен ответ на вопрос, который вызывает постоянные споры: Нужно ли водителям-дальнобойщикам ежедневно на маршруте из точки А в точку Б подвергать транспорт предрейсовому техническому осмотру, заключая договора с СТО разных городов. Автоюристы по-разному трактуют одни и те же нормативы. А теперь, внимание! Правильный ответ:

 

Если совершается рейс, превышающий рабочий день, длящийся несколько дней, независимо от того один водитель управляет ТС или экипаж, при оформлении единственного путевого листа, предрейсовый контроль осуществляется только перед отправкой в поездку, полсерейсовый осмотр не проводится.

 

В какое время проводится послерейсовый контроль техсостояния ТС?

 

Послерейсовый технический осмотр может проводится в любое время, когда это необходимо или удобно осуществить в организации: обязательно после поездки. Проведение послерейсового осмотра автомобиля, нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Требовать проведение послерейсового технического осмотра может лишь руководитель частного предприятия. В государственных оранизациях требование о проведении послерейсового технического осмотра будет расцениваться, как незаконное.

 

Как осуществляется предрейсовый и послерейсовый осмотр ТС при посменной работе водителей?

 

Когда путевой лист оформляется в одном экземпляре на двух водителей, работающих посменно, контроль технического состояния автомобиля проходят только вначале (перед) смены первого работника. То есть, 1 путевка — 1 техосмотр.

 

Кто имеет право контролировать техническое состояние автотранспорта перед выездом с места парковки?

 

Лица, допускаемые к проверке транспорта на готовность к рейсу, должны соответствовать требованиям, указанным в 20 статье (п.2; 1абз.) Закона РФ №196-ФЗ. К ним относятся:

 

  1. Зачисленные в штат транспортной организации механики, прошедшие спецподготовку и аттестацию на право проведения предрейсового контроля тех. состояния ТС, назначенные на должность контролера ПТО.

 

  1. Привлеченные специалисты-автомеханики, имеющие профильное образование, документ, подтверждающий их квалификацию, имеющие статус ИП, с которыми заключается договор об оказании услуг ПТО.

 

В 7-8 пунктах Приказа приводится список узлов и систем, которые проверяются при осуществлении перед рейсом технического осмотра ТС. Данные о ПТО вносятся в журнал. При отсутствии поломок — отметку с датой, временем и ФИО контролера ставят в путевом листе в соответствие с Уставом … (Закон РФ №259-ФЗ (8/10-07 г.)).

 

Порядок оформления путевых листов, связанный с послерейсовым осмотром

Обзор Приказа Минтранса РФ № 368 от 11.09.2020

 

ПМТ № 368 о реквизитах п/л заменяет, предшествующий ему отмененный Приказ №152 и связанные с ним нормативы в рамках проекта «Регуляторной гильотины». Большая часть документа осталась прежней, но есть новые Правила, о которых нужно знать организациям, занимающимся заполнением путевых листов. Обратите внимание на 16 пункт. Время отправки в рейс и возвращения автотранспорта, проведение предрейсового технического осмотра осуществляет лицо, которое:

 

  • несет ответственность за техническое состояние ТС;
  • эксплуатацию техники;
  • является должностным (зачислено в штат транспортной организации).

 

Это положение немного не соответствует тому, что указано в ПМТ № 9, где говорится о возможности привлечения контролера со стороны. Юристы, обратившиеся за разъяснениями в Минтранс, приводят следующий ответ: Автопарки должны иметь штатного сотрудника соответствующей квалификации, как регламентирует Приказ № 368.

 

ИП, которые самостоятельно управляют ТС, соответственно сами прописывают в путевом листе время выезда и возвращения на стоянку, могут воспользоваться услугами механика-индивидуального предпринимателя, сотрудника СТО с профильным образованием и документом, подтверждающим право проведения ПТО.

 

Так же они имеют право, указав время выезда в путевом листе, отправиться на личном транспорте в медучреждение для прохождения предрейсового медицинского осмотра и контроля техсостояния автомобиля. При введении этого положения Минтранс, наконец-то, принял верное решение — возможность выполнения ИП предъявляемых требований обязательного ПМО и ПТО.

 

Новые реквизиты путевого листа не включают графу послерейсовый технический осмотр.

 

Тип транспортного средства При заполнении п/л необходимо обозначить тип ТС. Считается ошибкой, если вместо Легкового такси, указывают легк. автомобиль или специальный.

Марка автомобиля В сведениях об автотранспорте добавляют его марку.

Сведения о перевозке Информация об этом реквизите содержится в Законе №259-ФЗ «Устав…» ст.ст.4 и 5:

 

  • Виды сообщений (ст. 4) — городской, пригородный, межгородской и международный;
  • Виды перевозок пассажиров и багажа (ст. 5) — регулярные, по заказам, легковым такси.

Никакой отметки о прохождении послерейсового осмотра в путевом листе не нужно, только о прохождении предрейсового технического контроля!

С 21 года необходимо корректно заполнять путевые листы, соблюдая Порядок оформления в соответствие с данным нормативом. Ошибки могут рассматриваться сотрудниками ГИБДД, инспектирующими органами как управление транспортом без п/л. Ответственность за невыполнение Правил выпуска автомобилей на линию и отсутствующие реквизиты в путевых документах влечет наложение штрафа, вплоть до ареста ТС и отправки на штрафстоянку. Наказание за административное правонарушение, понесут: водитель; должностные лица; транспортная компания (ИП).

 

Заключение: В связи с пандемией COVID-19 обязательному медицинскому обследованию водителей перед рейсом уделяется особое внимание. При отсутствии отметки (штампа) врача или ПТК п/л считается недействительным. Автомобиль могут ни только подвергнуть аресту, наложить штраф на транспортную компанию, но и органы ФНС имеют право отказать в списании затрат на ГСМ. Обосновывая решение ничтожностью первичных отчетных документов. Требовать прохождения послерейсового осмотра транспортного средства никакая проверяющая организация не может, так как в законодательстве РФ данного требования нет. ни для каких категорий транспортных средств.