Hi, How Can We Help You?

Какие машины смогут работать в такси с 1 марта 2026 года: новый закон

Какие машины смогут работать в такси с 1 марта 2026 года: новый закон

С 1 марта 2026 года вступят в силу значительные изменения в законодательстве, касающиеся деятельности таксопарков и водителей. В закон № 580 будут внесены поправки в статьи 9 и 10, касающиеся требований к транспортным средствам и порядка их включения в региональные реестры. Рассказываем, с какими вызовами предстоит столкнуться бизнесу и как их можно преодолеть.

Новые требования к легковым такси с 1 марта 2026 года

Совет Федерации одобрил закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ, принятый Государственной Думой, который вносит изменения в статьи 9 и 10 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ. Основное внимание в поправках уделено уровню локализации автомобилей, используемых в такси, как водителями, так и таксопарками.

Новая редакция закона № 580 устанавливает четкие критерии для включения автомобилей в реестр легковых такси. В реестр будут допускаться только те транспортные средства, которые соответствуют одному из следующих условий:

  1. Совокупное количество баллов локализации при производстве (доля технологических операций, выполненных в России), соответствующее уровню, установленному для государственных закупок.
  2. Производство по специальному инвестиционному контракту, заключённому в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.

Примечание: С 1 января 2033 года останется только один критерий — достижение необходимого количества баллов локализации.

Важно учитывать следующие уточнения (ч. 9 закона № 116-ФЗ):

  • Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. Автомобили, уже внесённые в реестр до этой даты, не подпадают под новые требования.
  • Предусмотрены региональные отсрочки:
    — для Калининградской области и субъектов Сибирского федерального округа — с 1 марта 2028 года;
    — для Дальневосточного федерального округа — с 1 марта 2030 года.

Эти изменения станут важным этапом в реформе такси-индустрии. Участникам рынка уже сейчас необходимо оценить свои ресурсы и начать подготовку, чтобы не оказаться вне закона после вступления новых норм.

Что такое система баллов локализации

Система баллов локализации — это инструмент оценки степени участия российской промышленности в производстве автомобиля. Чем больше компонентов и технологических процессов реализовано на территории России, тем выше итоговый балл.

Каждый этап производства оценивается в баллах согласно постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719. Например:

  • Сварка кузова на российских предприятиях — 400 баллов;
  • Окраска кузова500 баллов.

Эта методика уже применяется при государственных закупках, например, для автомобилей скорой помощи, полиции и других служб. С 2026 года она будет использоваться и для легковых такси.

Чтобы автомобиль был допущен к работе в такси и внесён в региональный реестр, он должен набрать определённый минимум баллов локализации:

  • с 1 января 2023 года — не менее 3200 баллов;
  • с 1 января 2027 года — не менее 3500 баллов.

При подаче заявления в реестр автовладельцы обязаны указывать сумму баллов, набранных автомобилем.

Как преодолеть сложности переходного периода

Переход на новые правила допуска автомобилей в такси потребует перестройки всей отрасли. Чтобы избежать проблем, рекомендуется действовать уже сейчас.

  1. Регулярно отслеживайте официальные новости и разъяснения Минпромторга. На данный момент информации немного, но в ближайшее время она будет активно обновляться.
  2. Начинайте обновление автопарка заранее. По мере приближения к 1 марта 2026 года спрос на подходящие автомобили возрастёт, что может привести к дефициту и росту цен.
  3. Ищите выгодные варианты финансирования для покупки новых машин — лизинг, кредиты, государственные программы поддержки.

Что будет с машинами, которые уже работают в такси

Автомобили, уже внесённые в региональные реестры до 1 марта 2026 года, продолжат работать в такси без ограничений. Новые требования на них не распространяются.

Однако если после указанной даты закончится договор лизинга и потребуется смена собственника, возможны два сценария:

  1. Автомобиль соответствует новым критериям. В этом случае его можно оформить на нового владельца и внести в реестр.
  2. Автомобиль — иномарка с низким уровнем локализации. Такую машину в реестр внести не получится. Водителю придётся заменить ТС на соответствующее требованиям, иначе он не сможет продолжать работать в такси.

Таким образом, уже сегодня необходимо планировать стратегию обновления автопарка.

Плюсы и минусы новых требований к легковым такси

Новые нормы вызвали неоднозначную реакцию: одни эксперты видят в них поддержку отечественного автопрома, другие — угрозу для стабильности рынка.

Плюсы:

  • Поддержка российского автопрома: рост спроса на автомобили с высокой локализацией.
  • Упрощение контроля за происхождением транспортных средств и стандартизация технических требований к такси по стране.
  • Стимул для иностранных автопроизводителей переносить производство в Россию.

Минусы:

  • Высокие затраты на обновление автопарка, особенно для малого бизнеса.
  • Ограниченный выбор автомобилей из перечня Минпромторга, что снижает гибкость в подборе техники.
  • Возможное сокращение конкуренции и, как следствие, рост цен на такси. По прогнозу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), тарифы могут увеличиться минимум на 15%.

В таблице ниже — как изменения повлияют на разных участников рынка:

участник
потенциальные последствия
Таксопарки
Необходимость масштабного обновления автопарка
Самозанятые водители
Ограничения в выборе автомобилей, вероятная замена ТС
Производители автомобилей
Рост спроса на модели с высокой локализацией
Пассажиры
Возможное повышение стоимости поездок

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, из-за высоких расходов на замену автомобилей и длительного срока окупаемости до 51% водителей могут покинуть профессию.

Главное

  1. С 1 марта 2026 года в реестр такси будут включаться только автомобили, соответствующие критериям локализации или произведённые по специнвестконтрактам.
  2. Старые автомобили, внесённые в реестр до этой даты, сохраняют право на работу.
  3. Отсрочки по регионам:
    — Калининград и Сибирь — до 1 марта 2028 года;
    — Дальний Восток — до 1 марта 2030 года.
  4. Система баллов локализации становится ключевым критерием: чем больше операций выполнено в России, тем выше шанс попасть в реестр.
  5. Водителям и таксопаркам стоит начать подготовку уже сейчас. Своевременные действия помогут избежать простоев и штрафов в будущем.

 Обязательно нужно знать водителю такси

Путевой лист такси.

QR-код в такси.

Регистрация водителей в КИС АРТ ТАКСИ.

Новый штамп предрейсового медосмотра 2025г. Приказ Минздрава № 266н.

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.