С 1 марта 2026 года вступят в силу значительные изменения в законодательстве, касающиеся деятельности таксопарков и водителей. В закон № 580 будут внесены поправки в статьи 9 и 10, касающиеся требований к транспортным средствам и порядка их включения в региональные реестры. Рассказываем, с какими вызовами предстоит столкнуться бизнесу и как их можно преодолеть.
Новые требования к легковым такси с 1 марта 2026 года
Совет Федерации одобрил закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ, принятый Государственной Думой, который вносит изменения в статьи 9 и 10 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ. Основное внимание в поправках уделено уровню локализации автомобилей, используемых в такси, как водителями, так и таксопарками.
Новая редакция закона № 580 устанавливает четкие критерии для включения автомобилей в реестр легковых такси. В реестр будут допускаться только те транспортные средства, которые соответствуют одному из следующих условий:
- Совокупное количество баллов локализации при производстве (доля технологических операций, выполненных в России), соответствующее уровню, установленному для государственных закупок.
- Производство по специальному инвестиционному контракту, заключённому в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.
Примечание: С 1 января 2033 года останется только один критерий — достижение необходимого количества баллов локализации.
Важно учитывать следующие уточнения (ч. 9 закона № 116-ФЗ):
- Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. Автомобили, уже внесённые в реестр до этой даты, не подпадают под новые требования.
- Предусмотрены региональные отсрочки:
— для Калининградской области и субъектов Сибирского федерального округа — с 1 марта 2028 года;
— для Дальневосточного федерального округа — с 1 марта 2030 года.
Эти изменения станут важным этапом в реформе такси-индустрии. Участникам рынка уже сейчас необходимо оценить свои ресурсы и начать подготовку, чтобы не оказаться вне закона после вступления новых норм.
Что такое система баллов локализации
Система баллов локализации — это инструмент оценки степени участия российской промышленности в производстве автомобиля. Чем больше компонентов и технологических процессов реализовано на территории России, тем выше итоговый балл.
Каждый этап производства оценивается в баллах согласно постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719. Например:
- Сварка кузова на российских предприятиях — 400 баллов;
- Окраска кузова — 500 баллов.
Эта методика уже применяется при государственных закупках, например, для автомобилей скорой помощи, полиции и других служб. С 2026 года она будет использоваться и для легковых такси.
Чтобы автомобиль был допущен к работе в такси и внесён в региональный реестр, он должен набрать определённый минимум баллов локализации:
- с 1 января 2023 года — не менее 3200 баллов;
- с 1 января 2027 года — не менее 3500 баллов.
При подаче заявления в реестр автовладельцы обязаны указывать сумму баллов, набранных автомобилем.
Как преодолеть сложности переходного периода
Переход на новые правила допуска автомобилей в такси потребует перестройки всей отрасли. Чтобы избежать проблем, рекомендуется действовать уже сейчас.
- Регулярно отслеживайте официальные новости и разъяснения Минпромторга. На данный момент информации немного, но в ближайшее время она будет активно обновляться.
- Начинайте обновление автопарка заранее. По мере приближения к 1 марта 2026 года спрос на подходящие автомобили возрастёт, что может привести к дефициту и росту цен.
- Ищите выгодные варианты финансирования для покупки новых машин — лизинг, кредиты, государственные программы поддержки.
Что будет с машинами, которые уже работают в такси
Автомобили, уже внесённые в региональные реестры до 1 марта 2026 года, продолжат работать в такси без ограничений. Новые требования на них не распространяются.
Однако если после указанной даты закончится договор лизинга и потребуется смена собственника, возможны два сценария:
- Автомобиль соответствует новым критериям. В этом случае его можно оформить на нового владельца и внести в реестр.
- Автомобиль — иномарка с низким уровнем локализации. Такую машину в реестр внести не получится. Водителю придётся заменить ТС на соответствующее требованиям, иначе он не сможет продолжать работать в такси.
Таким образом, уже сегодня необходимо планировать стратегию обновления автопарка.
Плюсы и минусы новых требований к легковым такси
Новые нормы вызвали неоднозначную реакцию: одни эксперты видят в них поддержку отечественного автопрома, другие — угрозу для стабильности рынка.
Плюсы:
- Поддержка российского автопрома: рост спроса на автомобили с высокой локализацией.
- Упрощение контроля за происхождением транспортных средств и стандартизация технических требований к такси по стране.
- Стимул для иностранных автопроизводителей переносить производство в Россию.
Минусы:
- Высокие затраты на обновление автопарка, особенно для малого бизнеса.
- Ограниченный выбор автомобилей из перечня Минпромторга, что снижает гибкость в подборе техники.
- Возможное сокращение конкуренции и, как следствие, рост цен на такси. По прогнозу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), тарифы могут увеличиться минимум на 15%.
В таблице ниже — как изменения повлияют на разных участников рынка:
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, из-за высоких расходов на замену автомобилей и длительного срока окупаемости до 51% водителей могут покинуть профессию.
Главное
- С 1 марта 2026 года в реестр такси будут включаться только автомобили, соответствующие критериям локализации или произведённые по специнвестконтрактам.
- Старые автомобили, внесённые в реестр до этой даты, сохраняют право на работу.
- Отсрочки по регионам:
— Калининград и Сибирь — до 1 марта 2028 года;
— Дальний Восток — до 1 марта 2030 года. - Система баллов локализации становится ключевым критерием: чем больше операций выполнено в России, тем выше шанс попасть в реестр.
- Водителям и таксопаркам стоит начать подготовку уже сейчас. Своевременные действия помогут избежать простоев и штрафов в будущем.
Обязательно нужно знать водителю такси
Регистрация водителей в КИС АРТ ТАКСИ.
Новый штамп предрейсового медосмотра 2025г. Приказ Минздрава № 266н.
Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.