Hi, How Can We Help You?

Инструкция по перевозке опасных грузов шаблон-скачать

Инструкция по перевозке опасных грузов шаблон-скачать

Руководитель организации: _________________________
Наименование организации: _________________________
«_» ________________ 20 г.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий нормативно-технический документ устанавливает обязательные требования по обеспечению безопасности при транспортировке опасных грузов автомобильным транспортом по улицам населённых пунктов, городским дорогам, а также по автомобильным трассам общего пользования. Инструкция разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, правилами перевозки опасных грузов, а также с учётом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения и других нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере перевозок.

Документ распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по транспортировке веществ и материалов, отнесённых к категории опасных в соответствии с международной и национальной классификацией. Целью настоящей инструкции является минимизация рисков, связанных с возможными аварийными ситуациями, обеспечение сохранности грузов, защита жизни и здоровья персонала, а также предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.


2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

К категории опасных грузов, подпадающих под действие настоящей инструкции, относятся следующие виды веществ и материалов:

  • Взрывчатые вещества и изделия на их основе;
  • Сжатые, сжиженные, растворённые под давлением или охлаждённые газы;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ);
  • Ядовитые (токсичные) вещества, способные вызывать острые или хронические отравления;
  • Радиоактивные материалы, обладающие ионизирующим излучением;
  • Едкие и коррозионные вещества, вызывающие разрушение тканей живого организма или повреждение других материалов.

Каждый из указанных классов требует специализированного подхода к упаковке, маркировке, погрузке, транспортировке и разгрузке, а также соблюдения строгих мер предосторожности на всех этапах перевозки.


3. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ И РАЗРЕШЕНИЯМ

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется исключительно на основании действующей лицензии, выданной уполномоченным органом в установленном законом порядке. Отсутствие лицензии или её просроченное действие влечёт административную или уголовную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Для перевозки особо опасных грузов, включая взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и вещества с высокой степенью токсичности, дополнительно требуется получение разрешения от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Разрешение оформляется как на единичную перевозку, так и на серию однотипных перевозок, но срок его действия не может превышать шесть месяцев с даты выдачи.

Организации-грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить надлежащую охрану особо опасных грузов на всём протяжении маршрута следования. Охрана может осуществляться силами собственной службы безопасности либо привлечёнными охранными структурами, имеющими соответствующую лицензию на осуществление деятельности по обеспечению транспортной безопасности.


4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА

Руководители организаций, осуществляющих перевозку опасных грузов, несут полную ответственность за:

  • Подбор и проверку квалификации лиц, сопровождающих опасный груз;
  • Проведение обязательного инструктажа сопровождающего персонала по вопросам безопасности;
  • Обеспечение соблюдения установленных правил при погрузке, транспортировке и разгрузке;
  • Контроль за своевременной сдачей груза по прибытии в пункт назначения.

Ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, обязано осуществлять постоянный контроль за состоянием транспортного средства, соблюдением маршрута, а также за выполнением всех требований по безопасности. В случае выявления нарушений ответственный имеет право приостановить перевозку до устранения выявленных недостатков.


5. ТРЕБОВАНИЯ К МАРШРУТУ ПЕРЕВОЗКИ

Маршрут перевозки опасных грузов подлежит обязательному согласованию с подразделениями Госавтоинспекции (ГИБДД). При выборе маршрута необходимо исключить проезд через:

  • Крупные города и густонаселённые районы;
  • Зоны массового отдыха населения (парки, пляжи, курорты);
  • Территории крупных промышленных предприятий;
  • Природоохранные зоны, включая заповедники, национальные парки и заказники.

Маршрут должен быть оптимизирован с учётом минимального времени нахождения груза в движении, обеспечения условий для экстренной остановки и эвакуации, а также наличия аварийно-спасательных подразделений на возможных участках риска.


6. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДИТЕЛЯМ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ

К выполнению работ по перевозке опасных грузов допускаются исключительно лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, прошедшие обязательное медицинское освидетельствование, обучение по программе подготовки водителей категории «С» и выше, а также инструктаж по технике безопасности при работе с опасными грузами.

Дополнительно водитель должен иметь I квалификационную группу по электробезопасности, что подтверждается соответствующим удостоверением. Это требование обусловлено повышенной вероятностью возникновения электростатических разрядов при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.

Все водители и сопровождающие лица обязаны пройти специализированный инструктаж с отработкой действий в чрезвычайных ситуациях, включая утечку груза, пожар, ДТП и необходимость эвакуации.


7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

Автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны соответствовать следующим техническим и конструктивным требованиям:

  • Конструкция должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала при выполнении всех операций;
  • Оборудование устройствами для отвода статического электричества как при заливе и сливе, так и в процессе движения;
  • Выпускная труба двигателя должна быть вынесена в правую переднюю часть транспортного средства, с возможностью установки искрогасителя;
  • Наличие двух порошковых огнетушителей, соответствующих требованиям ГОСТ;
  • Установка двух предупреждающих знаков «Опасность», мигающего красного фонаря, кошмы, а также контейнера с песком массой не менее 25 кг;
  • Нанесение на боковые и задние поверхности кузова или цистерны надписи «ОГНЕОПАСНО»;
  • Применение присоединительных устройств для рукавов, изготовленных из материалов, исключающих искрообразование при ударах;
  • Прокладка электропроводки в защищённых от механических повреждений зонах, с обязательным закрытием мест подключения;
  • Размещение на видных местах таблиц с краткой инструкцией по эксплуатации, схемами гидравлических и кинематических систем, а также предупреждающих надписей;
  • Установка таблички с левой стороны по ходу движения с надписью: «При наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена»;
  • Нанесение опознавательного знака опасного груза в виде прямоугольной таблички размером 690×300 мм, где правая часть (400×300 мм) окрашена в оранжевый цвет, левая — в белый, с чёрной каймой шириной 15 см;
  • Оборудование лестницами и площадками для обеспечения удобства и безопасности при обслуживании;
  • Наличие специальных креплений для хранения рукавов, ящиков для запасных частей, инструментов и принадлежностей;
  • Установка дыхательного устройства для предотвращения повышения давления внутри цистерны;
  • Использование маслобензостойких и антистатических рукавов для перекачки топлива.

8. ПОДГОТОВКА К ВЫЕЗДУ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Перед началом рейса водитель обязан пройти обязательный медицинский контроль на предмет выявления алкоголя, наркотических или психотропных веществ в организме, а также оценки общего физического состояния. Прохождение медицинского освидетельствования фиксируется в журнале.

Работодатель не вправе допускать водителя к управлению транспортным средством, если состояние автомобиля не соответствует техническим регламентам, требованиям безопасности или Правилам дорожного движения. В свою очередь, водитель имеет право отказаться от выезда при выявлении неисправностей.

Механик гаража обязан провести предрейсовый технический осмотр и проверить:

  • Наличие и исправность средств пожаротушения;
  • Работоспособность мигающего фонаря;
  • Функционирование устройства для отвода статического электричества;
  • Наличие и состояние предупреждающих знаков;
  • Результаты медицинского освидетельствования водителя.

Водитель самостоятельно проверяет:

  • Исправность двигателя, тормозной системы, рулевого управления;
  • Работу световых приборов (фары, стоп-сигнал, указатели поворота);
  • Наличие звукового сигнала;
  • Отсутствие утечек масла, топлива, охлаждающей и тормозной жидкости;
  • Состояние глушителя и выпускной системы;
  • Крепление карданного вала;
  • Уровень топлива, масла, охлаждающей жидкости, электролита в аккумуляторах.

После завершения проверки водитель подтверждает исправность транспортного средства подписью в путевом листе.


9. БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ И ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Запуск двигателя должен осуществляться исключительно с помощью стартера. Использование пусковой рукоятки допускается только в аварийных случаях, при строгом соблюдении мер безопасности: проверка положения рычага КПП, отсутствие включения зажигания до проворачивания коленвала, пуск рукояткой по ходу часовой стрелки, без «обхвата» рукой.

Контроль за погрузо-разгрузочными операциями возлагается на инженерно-технического работника (ИТР) со стороны грузополучателя. Все работы проводятся на специально оборудованных постах, исключающих риск разлива или повреждения тары.

Перемещение бочек и контейнеров с опасными грузами осуществляется только по установленным настилам или трапам, исключающим скольжение и падение.

При движении колонной:

  • Минимальная дистанция между транспортными средствами — 50 метров;
  • В горной местности — не менее 300 метров;
  • Перевозка запрещена при видимости менее 300 метров.

Запрещается остановка автомобилей с особо опасными грузами в пределах населённых пунктов. При формировании колонны из пяти и более автомобилей в состав включается резервное транспортное средство.

Операции по перекачке этилированного бензина подлежат обязательной механизации. Водитель бензовоза во время слива должен находиться с наветренной стороны, с отключённым двигателем.

Скорость движения не должна превышать 50 км/ч, на поворотах — 10 км/ч. Движение заправщика разрешается только после включения мигающего фонаря.


10. ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Организации-грузоотправители и грузополучатели обязаны разрабатывать и утверждать планы ликвидации аварийных ситуаций, которые передаются водителю или сопровождающему лицу перед каждой перевозкой. План включает:

  • Порядок оповещения аварийных служб;
  • Состав и маршруты движения аварийной бригады;
  • Перечень необходимого оборудования, инструментов и средств индивидуальной защиты;
  • Технологию локализации и устранения последствий разлива;
  • Меры по оказанию первой медицинской помощи;
  • Процедуры дезактивации, дезинфекции и утилизации загрязнённой спецодежды.

При ДТП или ином происшествии необходимо:

  • Немедленно вызвать сотрудников ГИБДД;
  • Уведомить руководство организации;
  • Сообщить аварийной бригаде о происшествии.

Аварийная бригада выполняет следующие действия:

  • Локализация и удаление разлива;
  • Оказание первой помощи пострадавшим;
  • Эвакуация персонала при угрозе жизни;
  • Дезинфекция и дезактивация;
  • Уведомление грузополучателя о факте аварии.

11. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ И ПОСЛЕРЕЙСОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

По завершении перевозки водитель обязан:

  • Поставить транспортное средство на отведённое место стоянки;
  • Выключить двигатель;
  • В зимний период — слить воду из системы охлаждения во избежание замерзания и повреждения двигателя.

После остановки проводится внешняя очистка автомобиля, подтягивание болтовых соединений, при необходимости — дезинфекция. В случае обнаружения неисправностей — незамедлительное информирование механика.

Все пусковые приспособления должны быть убраны и зафиксированы, исключающим возможность несанкционированного запуска двигателя.


С инструкцией ознакомлены:

ФИО
Должность
Подпись
Дата
________________________
________________________
__________
_________
________________________
________________________
__________
_________
________________________
________________________
__________
_________
________________________
________________________
__________
_________
________________________
________________________
__________
_________

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.