УТВЕРЖДАЮ
Организация _______________
Руководитель_______________
«_» ______________ 20 г.
Настоящая Программа проведения сезонных инструктажей разработана в соответствии с требованиями пункта 7.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее — Приказ № 145). Программа предназначена для обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения, снижения аварийности и предотвращения производственного травматизма среди водителей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств в различных климатических и дорожных условиях.
Программа предусматривает проведение обязательных сезонных инструктажей дважды в год — перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов — со всеми водителями, включая штатных сотрудников, временных работников и водителей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам, при условии выполнения ими функций по управлению транспортными средствами в интересах организации.
Целью инструктажей является информирование водителей о специфике эксплуатации транспортных средств в условиях изменяющейся дорожной обстановки, повышение уровня их профессиональной подготовки, обеспечение соблюдения требований охраны труда, правил дорожного движения (ПДД РФ), а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности перевозок.
Программа носит обязательный характер для применения в подразделениях, осуществляющих деятельность в сфере автомобильных перевозок, и является неотъемлемой частью системы управления охраной труда и безопасностью дорожного движения в организации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сезонные инструктажи проводятся с целью доведения до работников-водителей информации о характерных рисках, связанных с изменением климатических и дорожных условий в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также о мерах, направленных на минимизацию указанных рисков.
1.2. Инструктажи проводятся в установленные сроки:
- до начала весенне-летнего периода — не позднее 1 апреля текущего года;
- до начала осенне-зимнего периода — не позднее 1 октября текущего года.
1.3. Ответственность за организацию и проведение инструктажей несет лицо, назначенное приказом руководителя организации, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), либо специалист по охране труда, обладающий соответствующей квалификацией и прошедший необходимое обучение.
1.4. Проведение инструктажа оформляется в установленном порядке:
- ведется журнал регистрации инструктажей;
- каждый водитель подписывает листок учета прохождения инструктажа;
- инструктаж проводится в присутствии не менее 80% от общего числа водителей, подлежащих инструктированию, при условии, что отсутствующие проходят инструктаж в индивидуальном порядке до начала эксплуатации транспортных средств в соответствующий сезон.
1.5. Инструктаж является обязательным элементом системы внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и входит в перечень мероприятий, подлежащих проверке контролирующими органами, в том числе ГИБДД, Рострудом и УГАДН.
2. ИНСТРУКТАЖ ПО ОСОБЕННОСТЯМ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
2.1. Общие требования безопасности
2.1.1. Все водители, допускаемые к управлению транспортными средствами, обязаны пройти следующие обязательные процедуры:
- предсменный и послесменный медицинский осмотр;
- предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль;
- вводный инструктаж по охране труда;
- повторный и внеплановый инструктажи при изменении условий труда;
- предрейсовый инструктаж;
- стажировку на рабочем месте;
- проверку знаний требований охраны труда и ПДД.
2.1.2. Водитель, не прошедший медицинский осмотр или не получивший разрешение к выезду на линию, не может быть допущен к выполнению трудовых функций. Запрещается принуждение водителя к выезду в рейс, если он не имел установленного законодательством отдыха, предусмотренного правилами режима труда и отдыха водителей (в соответствии с Приказом Минтранса России № 15).
2.1.3. Каждый водитель обязан пройти обучение оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и иметь навыки применения средств индивидуальной защиты и медицинской аптечки, находящейся в транспортном средстве.
2.2. Безопасность в условиях весеннего периода
2.2.1. С началом весеннего снеготаяния на автомобильных дорогах формируется значительное количество поверхностных вод (вешних вод), что приводит к ухудшению состояния дорожного покрытия. Под слоем воды могут скрываться ямы, выбоины, неровности и участки размывов, представляющие опасность для технического состояния транспортного средства и безопасности движения.
2.2.2. При движении по участкам с застоем воды необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- снижать скорость до безопасного уровня;
- избегать резких маневров и торможения;
- контролировать состояние тормозной системы, так как намокание тормозных колодок приводит к резкому снижению коэффициента трения и, как следствие, к увеличению тормозного пути.
2.2.3. В случае проезда через водные преграды водитель должен:
- медленно нажимать на педаль тормоза после выезда на сухой участок для восстановления эффективности тормозной системы;
- двигаться на пониженной передаче при минимальной скорости.
2.2.4. Земляные обочины в весенний период становятся вязкими и неустойчивыми из-за насыщения влагой. Съезд на такую обочину, особенно на высокой скорости, может привести к заносу, опрокидыванию или застреванию транспортного средства. Рекомендуется избегать движения по обочинам и придерживаться центральной полосы проезжей части.
2.2.5. Увеличивается количество пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов, которые зачастую не обладают достаточными знаниями ПДД и навыками безопасного поведения на дороге. Водитель обязан проявлять повышенную бдительность, особенно вблизи пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и жилых зон.
2.2.6. Утренние заморозки могут приводить к образованию тонкого слоя льда на проезжей части, особенно на мостах, эстакадах и путепроводах, где температура поверхности снижается быстрее. Коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием в условиях гололеда может снижаться до 0,05 (при норме 0,7–0,9 на сухом асфальте). Это требует особой осторожности при торможении, поворотах и перестроении.
2.2.7. Запрещается резкое перестроение и обгон на скользких участках дороги. Рекомендуется сохранять выбранную полосу движения и увеличивать дистанцию до впереди идущего транспортного средства.
2.2.8. На мокрой дороге происходит забрызгивание лобового стекла, что ухудшает видимость. Запрещается выезжать на линию с неисправными или отсутствующими стеклоочистителями и омывателями.
2.3. Безопасность в летний период
2.3.1. Летний период характеризуется увеличением количества пешеходов, особенно детей, которые могут неожиданно появиться на проезжей части вблизи школ, детских площадок, игровых зон и парков. Водитель обязан соблюдать повышенную осторожность на участках с возможным появлением детей, снижать скорость и быть готовым к экстренной остановке.
2.3.2. Активизация детского дорожно-транспортного травматизма в летние месяцы требует особого внимания со стороны водителей. Необходимо строго соблюдать скоростной режим в жилых зонах и вблизи образовательных учреждений.
2.3.3. В жаркую погоду возрастает риск перегрева двигателя и технических неисправностей. Водитель обязан перед рейсом проверять уровень охлаждающей жидкости, состояние радиатора и работоспособность системы охлаждения.
2.4. Движение по грунтовым и труднопроходимым дорогам
2.4.1. Грунтовые дороги, не имеющие асфальтового покрытия, становятся особенно скользкими и труднопроходимыми после дождей. Водитель должен уметь оценивать состояние дороги и выбирать безопасный способ преодоления участков с плохим сцеплением.
2.4.2. Рекомендации по преодолению труднопроходимых участков:
- использовать существующие колеи, если их глубина не превышает допустимую и не угрожает повреждением картера мостов;
- двигаться на пониженной передаче с постоянным числом оборотов двигателя;
- избегать резких поворотов рулевого колеса и переключения передач;
- при проезде косогоров — только по сухому грунту, на малой скорости, без остановок.
2.4.3. При движении через канавы и рвы:
- небольшие препятствия преодолевать на низшей передаче или накатом при выключенном сцеплении;
- глубокие колеи и рвы преодолевать под прямым углом, чтобы избежать перекоса ходовой части;
- контролировать положение низко расположенных агрегатов (рама, картер, глушитель).
2.4.4. Водитель должен обеспечить наличие на транспортном средстве следующих вспомогательных средств:
- лопата;
- буксировочный трос;
- топор;
- цепи противоскольжения (в случае эксплуатации в зонах с возможным обледенением).
3. ИНСТРУКТАЖ ПО ОСОБЕННОСТЯМ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
3.1. Общие требования безопасности
3.1.1. Все требования, установленные в п. 2.1.1–2.1.3 настоящей Программы, распространяются и на осенне-зимний период.
3.1.2. При проведении технического обслуживания, ремонта или проверки технического состояния транспортных средств на открытом воздухе работники должны быть обеспечены утепленными матами, наколенниками и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), предотвращающими переохлаждение.
3.1.3. При заправке транспортных средств топливом запрещается:
- прикасаться к металлическим частям заправочного оборудования без СИЗ;
- допускать обливание топливом кожи или одежды;
- использовать неисправные заправочные пистолеты.
3.1.4. Запрещается выпускать в рейс транспортные средства, у которых неисправны системы обогрева салона и кабины, особенно при температуре окружающего воздуха ниже +5 °C.
3.1.5. Категорически запрещено подогревать двигатель, топливную систему или другие агрегаты открытым пламенем (паяльной лампой, горелкой и т.п.), так как это создает угрозу возгорания и взрыва.
3.2. Безопасность в осенний период
3.2.1. Осень характеризуется частыми дождями, туманами, листопадом и утренними заморозками, что значительно снижает сцепление шин с дорогой и ухудшает видимость.
3.2.2. На мокрой дороге, покрытой слоем листвы, особенно опасны резкое торможение и обгоны. Листья, особенно мокрые, создают скользкую пленку, аналогичную по эффекту гололедице.
3.2.3. При возникновении заноса водитель должен:
- не включать сцепление;
- повернуть руль в сторону заноса;
- плавно притормозить, не допуская блокировки колес.
3.2.4. Перекрестки, остановки общественного транспорта и участки с интенсивным торможением автомобилей особенно скользкие из-за накопления влаги и грязи. Необходимо снижать скорость заранее и избегать резких действий.
3.2.5. Общие правила движения в осенних условиях:
- снижение скорости;
- увеличение дистанции до впереди идущего ТС в 1,5–2 раза;
- увеличение бокового интервала;
- плавное выполнение всех маневров.
3.2.6. В осенне-зимний период сокращается продолжительность светового дня. Водитель обязан своевременно включать внешние осветительные приборы и строго соблюдать правила переключения с дальнего света на ближний при разъезде с встречным транспортом во избежание ослепления.
3.2.7. При движении в дождь или снег стеклоочистители не обеспечивают полного обзора. Водитель должен использовать омыватель, контролировать состояние резинок щеток и при необходимости заменять их.
3.2.8. При движении на подъем необходимо выбрать передачу, позволяющую завершить подъем без переключения. При спуске запрещается движение «на нейтрали» — автомобиль должен двигаться на передаче с плавным торможением двигателем.
3.2.9. При появлении пешеходов на проезжей части не рекомендуется подавать резкие звуковые или световые сигналы, так как это может спровоцировать панику, резкое движение и падение.
3.3. Безопасность в зимний период и при гололеде
3.3.1. При гололеде скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Это обусловлено резким снижением коэффициента сцепления, что приводит к потере управляемости и увеличению тормозного пути в 3–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
3.3.2. Запрещается резкое торможение, так как оно может вызвать занос или блокировку колес. Рекомендуется применение комбинированного торможения:
- сброс газа без выключения сцепления;
- кратковременный подгазовывание;
- включение пониженной передачи;
- плавное притормаживание рабочим тормозом.
3.3.3. При возникновении заноса:
- немедленно прекратить торможение;
- выровнять траекторию движения, поворачивая руль в сторону заноса;
- после стабилизации — возобновить плавное торможение.
3.3.4. Дистанция между транспортными средствами при движении по скользкой дороге должна составлять не менее удвоенной скорости в километрах в час (например, при 30 км/ч — не менее 60 метров).
3.3.5. Остановка на обледенелой дороге допускается только при условии, что впереди идущее ТС завершило спуск или находится на горизонтальном участке.
3.3.6. В условиях ограниченной видимости (туман, метель, против солнца) скорость должна быть минимальной. Движение в гололед при сильном снегопаде или тумане не рекомендуется без крайней необходимости.
3.3.7. Для повышения проходимости в зимний период рекомендуется использовать песок, который можно подсыпать под ведущие колеса при застревании.
3.3.8. При движении по снегу:
- трогаться с места только после прогрева двигателя до 85–90 °C;
- использовать первую передачу с минимальными оборотами;
- избегать остановок и переключения передач на сложных участках.
3.3.9. При движении по укатанной снежной дороге сцепление снижено. Необходимо избегать резких поворотов и торможения.
3.3.10. При движении по целине:
- выбирать повышенные участки местности;
- использовать существующие колеи;
- не отклоняться от колеи;
- скорость — не более 40 км/ч (превышение может привести к сходу с колеи и застреванию).
3.3.11. В исключительных случаях для улучшения проходимости допускается снижение давления в шинах на 20–25% от номинального значения при преодолении коротких участков глубокого снега.
3.3.12. Небольшие сугробы преодолеваются с хода, под прямым углом, чтобы избежать заноса.
Подпись ответственного лица:
(Ф.И.О., должность) (подпись)
«_» ______________ 20 г.
Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.