Hi, How Can We Help You?

Программа проведения сезонных инструктажей

Программа проведения сезонных инструктажей

УТВЕРЖДАЮ
Организация _______________
Руководитель_______________
«_» ______________ 20 г.

Настоящая Программа проведения сезонных инструктажей разработана в соответствии с требованиями пункта 7.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее — Приказ № 145). Программа предназначена для обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения, снижения аварийности и предотвращения производственного травматизма среди водителей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств в различных климатических и дорожных условиях.

Программа предусматривает проведение обязательных сезонных инструктажей дважды в год — перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов — со всеми водителями, включая штатных сотрудников, временных работников и водителей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам, при условии выполнения ими функций по управлению транспортными средствами в интересах организации.

Целью инструктажей является информирование водителей о специфике эксплуатации транспортных средств в условиях изменяющейся дорожной обстановки, повышение уровня их профессиональной подготовки, обеспечение соблюдения требований охраны труда, правил дорожного движения (ПДД РФ), а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности перевозок.

Программа носит обязательный характер для применения в подразделениях, осуществляющих деятельность в сфере автомобильных перевозок, и является неотъемлемой частью системы управления охраной труда и безопасностью дорожного движения в организации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сезонные инструктажи проводятся с целью доведения до работников-водителей информации о характерных рисках, связанных с изменением климатических и дорожных условий в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также о мерах, направленных на минимизацию указанных рисков.

1.2. Инструктажи проводятся в установленные сроки:

  • до начала весенне-летнего периода — не позднее 1 апреля текущего года;
  • до начала осенне-зимнего периода — не позднее 1 октября текущего года.

1.3. Ответственность за организацию и проведение инструктажей несет лицо, назначенное приказом руководителя организации, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), либо специалист по охране труда, обладающий соответствующей квалификацией и прошедший необходимое обучение.

1.4. Проведение инструктажа оформляется в установленном порядке:

  • ведется журнал регистрации инструктажей;
  • каждый водитель подписывает листок учета прохождения инструктажа;
  • инструктаж проводится в присутствии не менее 80% от общего числа водителей, подлежащих инструктированию, при условии, что отсутствующие проходят инструктаж в индивидуальном порядке до начала эксплуатации транспортных средств в соответствующий сезон.

1.5. Инструктаж является обязательным элементом системы внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и входит в перечень мероприятий, подлежащих проверке контролирующими органами, в том числе ГИБДД, Рострудом и УГАДН.

2. ИНСТРУКТАЖ ПО ОСОБЕННОСТЯМ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

2.1. Общие требования безопасности

2.1.1. Все водители, допускаемые к управлению транспортными средствами, обязаны пройти следующие обязательные процедуры:

  • предсменный и послесменный медицинский осмотр;
  • предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль;
  • вводный инструктаж по охране труда;
  • повторный и внеплановый инструктажи при изменении условий труда;
  • предрейсовый инструктаж;
  • стажировку на рабочем месте;
  • проверку знаний требований охраны труда и ПДД.

2.1.2. Водитель, не прошедший медицинский осмотр или не получивший разрешение к выезду на линию, не может быть допущен к выполнению трудовых функций. Запрещается принуждение водителя к выезду в рейс, если он не имел установленного законодательством отдыха, предусмотренного правилами режима труда и отдыха водителей (в соответствии с Приказом Минтранса России № 15).

2.1.3. Каждый водитель обязан пройти обучение оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и иметь навыки применения средств индивидуальной защиты и медицинской аптечки, находящейся в транспортном средстве.

2.2. Безопасность в условиях весеннего периода

2.2.1. С началом весеннего снеготаяния на автомобильных дорогах формируется значительное количество поверхностных вод (вешних вод), что приводит к ухудшению состояния дорожного покрытия. Под слоем воды могут скрываться ямы, выбоины, неровности и участки размывов, представляющие опасность для технического состояния транспортного средства и безопасности движения.

2.2.2. При движении по участкам с застоем воды необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • снижать скорость до безопасного уровня;
  • избегать резких маневров и торможения;
  • контролировать состояние тормозной системы, так как намокание тормозных колодок приводит к резкому снижению коэффициента трения и, как следствие, к увеличению тормозного пути.

2.2.3. В случае проезда через водные преграды водитель должен:

  • медленно нажимать на педаль тормоза после выезда на сухой участок для восстановления эффективности тормозной системы;
  • двигаться на пониженной передаче при минимальной скорости.

2.2.4. Земляные обочины в весенний период становятся вязкими и неустойчивыми из-за насыщения влагой. Съезд на такую обочину, особенно на высокой скорости, может привести к заносу, опрокидыванию или застреванию транспортного средства. Рекомендуется избегать движения по обочинам и придерживаться центральной полосы проезжей части.

2.2.5. Увеличивается количество пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов, которые зачастую не обладают достаточными знаниями ПДД и навыками безопасного поведения на дороге. Водитель обязан проявлять повышенную бдительность, особенно вблизи пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и жилых зон.

2.2.6. Утренние заморозки могут приводить к образованию тонкого слоя льда на проезжей части, особенно на мостах, эстакадах и путепроводах, где температура поверхности снижается быстрее. Коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием в условиях гололеда может снижаться до 0,05 (при норме 0,7–0,9 на сухом асфальте). Это требует особой осторожности при торможении, поворотах и перестроении.

2.2.7. Запрещается резкое перестроение и обгон на скользких участках дороги. Рекомендуется сохранять выбранную полосу движения и увеличивать дистанцию до впереди идущего транспортного средства.

2.2.8. На мокрой дороге происходит забрызгивание лобового стекла, что ухудшает видимость. Запрещается выезжать на линию с неисправными или отсутствующими стеклоочистителями и омывателями.

2.3. Безопасность в летний период

2.3.1. Летний период характеризуется увеличением количества пешеходов, особенно детей, которые могут неожиданно появиться на проезжей части вблизи школ, детских площадок, игровых зон и парков. Водитель обязан соблюдать повышенную осторожность на участках с возможным появлением детей, снижать скорость и быть готовым к экстренной остановке.

2.3.2. Активизация детского дорожно-транспортного травматизма в летние месяцы требует особого внимания со стороны водителей. Необходимо строго соблюдать скоростной режим в жилых зонах и вблизи образовательных учреждений.

2.3.3. В жаркую погоду возрастает риск перегрева двигателя и технических неисправностей. Водитель обязан перед рейсом проверять уровень охлаждающей жидкости, состояние радиатора и работоспособность системы охлаждения.

2.4. Движение по грунтовым и труднопроходимым дорогам

2.4.1. Грунтовые дороги, не имеющие асфальтового покрытия, становятся особенно скользкими и труднопроходимыми после дождей. Водитель должен уметь оценивать состояние дороги и выбирать безопасный способ преодоления участков с плохим сцеплением.

2.4.2. Рекомендации по преодолению труднопроходимых участков:

  • использовать существующие колеи, если их глубина не превышает допустимую и не угрожает повреждением картера мостов;
  • двигаться на пониженной передаче с постоянным числом оборотов двигателя;
  • избегать резких поворотов рулевого колеса и переключения передач;
  • при проезде косогоров — только по сухому грунту, на малой скорости, без остановок.

2.4.3. При движении через канавы и рвы:

  • небольшие препятствия преодолевать на низшей передаче или накатом при выключенном сцеплении;
  • глубокие колеи и рвы преодолевать под прямым углом, чтобы избежать перекоса ходовой части;
  • контролировать положение низко расположенных агрегатов (рама, картер, глушитель).

2.4.4. Водитель должен обеспечить наличие на транспортном средстве следующих вспомогательных средств:

  • лопата;
  • буксировочный трос;
  • топор;
  • цепи противоскольжения (в случае эксплуатации в зонах с возможным обледенением).

3. ИНСТРУКТАЖ ПО ОСОБЕННОСТЯМ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

3.1. Общие требования безопасности

3.1.1. Все требования, установленные в п. 2.1.1–2.1.3 настоящей Программы, распространяются и на осенне-зимний период.

3.1.2. При проведении технического обслуживания, ремонта или проверки технического состояния транспортных средств на открытом воздухе работники должны быть обеспечены утепленными матами, наколенниками и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), предотвращающими переохлаждение.

3.1.3. При заправке транспортных средств топливом запрещается:

  • прикасаться к металлическим частям заправочного оборудования без СИЗ;
  • допускать обливание топливом кожи или одежды;
  • использовать неисправные заправочные пистолеты.

3.1.4. Запрещается выпускать в рейс транспортные средства, у которых неисправны системы обогрева салона и кабины, особенно при температуре окружающего воздуха ниже +5 °C.

3.1.5. Категорически запрещено подогревать двигатель, топливную систему или другие агрегаты открытым пламенем (паяльной лампой, горелкой и т.п.), так как это создает угрозу возгорания и взрыва.

3.2. Безопасность в осенний период

3.2.1. Осень характеризуется частыми дождями, туманами, листопадом и утренними заморозками, что значительно снижает сцепление шин с дорогой и ухудшает видимость.

3.2.2. На мокрой дороге, покрытой слоем листвы, особенно опасны резкое торможение и обгоны. Листья, особенно мокрые, создают скользкую пленку, аналогичную по эффекту гололедице.

3.2.3. При возникновении заноса водитель должен:

  • не включать сцепление;
  • повернуть руль в сторону заноса;
  • плавно притормозить, не допуская блокировки колес.

3.2.4. Перекрестки, остановки общественного транспорта и участки с интенсивным торможением автомобилей особенно скользкие из-за накопления влаги и грязи. Необходимо снижать скорость заранее и избегать резких действий.

3.2.5. Общие правила движения в осенних условиях:

  • снижение скорости;
  • увеличение дистанции до впереди идущего ТС в 1,5–2 раза;
  • увеличение бокового интервала;
  • плавное выполнение всех маневров.

3.2.6. В осенне-зимний период сокращается продолжительность светового дня. Водитель обязан своевременно включать внешние осветительные приборы и строго соблюдать правила переключения с дальнего света на ближний при разъезде с встречным транспортом во избежание ослепления.

3.2.7. При движении в дождь или снег стеклоочистители не обеспечивают полного обзора. Водитель должен использовать омыватель, контролировать состояние резинок щеток и при необходимости заменять их.

3.2.8. При движении на подъем необходимо выбрать передачу, позволяющую завершить подъем без переключения. При спуске запрещается движение «на нейтрали» — автомобиль должен двигаться на передаче с плавным торможением двигателем.

3.2.9. При появлении пешеходов на проезжей части не рекомендуется подавать резкие звуковые или световые сигналы, так как это может спровоцировать панику, резкое движение и падение.

3.3. Безопасность в зимний период и при гололеде

3.3.1. При гололеде скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Это обусловлено резким снижением коэффициента сцепления, что приводит к потере управляемости и увеличению тормозного пути в 3–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.

3.3.2. Запрещается резкое торможение, так как оно может вызвать занос или блокировку колес. Рекомендуется применение комбинированного торможения:

  • сброс газа без выключения сцепления;
  • кратковременный подгазовывание;
  • включение пониженной передачи;
  • плавное притормаживание рабочим тормозом.

3.3.3. При возникновении заноса:

  • немедленно прекратить торможение;
  • выровнять траекторию движения, поворачивая руль в сторону заноса;
  • после стабилизации — возобновить плавное торможение.

3.3.4. Дистанция между транспортными средствами при движении по скользкой дороге должна составлять не менее удвоенной скорости в километрах в час (например, при 30 км/ч — не менее 60 метров).

3.3.5. Остановка на обледенелой дороге допускается только при условии, что впереди идущее ТС завершило спуск или находится на горизонтальном участке.

3.3.6. В условиях ограниченной видимости (туман, метель, против солнца) скорость должна быть минимальной. Движение в гололед при сильном снегопаде или тумане не рекомендуется без крайней необходимости.

3.3.7. Для повышения проходимости в зимний период рекомендуется использовать песок, который можно подсыпать под ведущие колеса при застревании.

3.3.8. При движении по снегу:

  • трогаться с места только после прогрева двигателя до 85–90 °C;
  • использовать первую передачу с минимальными оборотами;
  • избегать остановок и переключения передач на сложных участках.

3.3.9. При движении по укатанной снежной дороге сцепление снижено. Необходимо избегать резких поворотов и торможения.

3.3.10. При движении по целине:

  • выбирать повышенные участки местности;
  • использовать существующие колеи;
  • не отклоняться от колеи;
  • скорость — не более 40 км/ч (превышение может привести к сходу с колеи и застреванию).

3.3.11. В исключительных случаях для улучшения проходимости допускается снижение давления в шинах на 20–25% от номинального значения при преодолении коротких участков глубокого снега.

3.3.12. Небольшие сугробы преодолеваются с хода, под прямым углом, чтобы избежать заноса.

Подпись ответственного лица:

(Ф.И.О., должность) (подпись)
«_» ______________ 20 г.

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.