Hi, How Can We Help You?

Журнал первичного инструктажа шаблон-скачать

Журнал первичного инструктажа шаблон-скачать

Настоящий документ регламентирует порядок ведения и оформления журнала первичного инструктажа водителей, являющегося обязательным элементом системы управления охраной труда и обеспечения безопасности дорожного движения в организациях, эксплуатирующих автотранспортные средства.

Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение вводного и первичного инструктажей на рабочем месте для всех работников, приступающих к выполнению трудовых функций, связанных с управлением транспортными средствами. Фиксация указанных мероприятий осуществляется посредством ведения Журнала регистрации первичного инструктажа на рабочем месте, который подтверждает соблюдение работодателем установленных норм в области охраны труда и безопасности дорожного движения.

Образец журнала регистрации инструктажа первичного, на рабочем месте, повторного, внепланового

Журнал регистрации инструктажа

1. Нормативно-правовая база

Проведение первичного инструктажа водителей и ведение соответствующего журнала осуществляется в соответствии с положениями следующих нормативно-правовых актов:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции от 30.06.2006 № 54-ФЗ), в частности:
    • статья 212 — устанавливает обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников;
    • статья 225 — предусматривает обязательное проведение инструктажей по охране труда и их регистрацию.
  2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в частности:
    • статья 20 — устанавливает требования к профессиональной подготовке и периодической проверке знаний водителей;
    • статья 21 — возлагает на работодателя обязанность по организации инструктажей по безопасности дорожного движения.
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», устанавливающий требования к подготовке и допуску водителей к перевозкам.

2. Цель и назначение Журнала первичного инструктажа водителя

Журнал регистрации первичного инструктажа на рабочем месте является официальным документом, подтверждающим факт проведения инструктажа в установленном порядке и допуск работника к выполнению трудовых функций, связанных с управлением транспортным средством.

Цель ведения Журнала:

  • фиксация факта ознакомления водителя с требованиями охраны труда, правилами безопасной эксплуатации транспортных средств и внутренними локальными нормативными актами работодателя;
  • обеспечение контроля за выполнением работодателем обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • подтверждение соблюдения требований надзорных органов (УГАДН, ГИБДД, Трудовая инспекция);
  • минимизация производственного риска, связанного с дорожно-транспортными происшествиями и несчастными случаями на производстве.

3. Круг лиц, подлежащих первичному инструктажу

Первичный инструктаж на рабочем месте обязаны пройти все работники, непосредственно выполняющие функции по управлению транспортными средствами, включая:

  • работников, впервые поступивших на работу;
  • работников, переведенных на другую работу, связанную с управлением транспортными средствами;
  • временных работников, в том числе привлекаемых по гражданско-правовым договорам;
  • водителей, работающих по договору аутсорсинга или на условиях подряда;
  • стажеров и практикантов, допущенных к управлению ТС;
  • водителей подрядных организаций, осуществляющих деятельность на территории заказчика.

Допуск к управлению транспортным средством без прохождения первичного инструктажа и отсутствия соответствующей записи в Журнале является нарушением трудового и транспортного законодательства.

4. Порядок ведения Журнала

Журнал ведется в бумажной или электронной форме с обязательным соблюдением требований к документообороту, предусмотренным законодательством. Журнал должен быть утвержден приказом работодателя и храниться у ответственного лица, назначенного приказом (специалист по охране труда, старший механик, иное уполномоченное должностное лицо).

Структура Журнала включает следующие обязательные реквизиты:

  1. Дата проведения инструктажа;
  2. Фамилия, имя, отчество водителя (полностью);
  3. Дата рождения водителя;
  4. Профессия и должность;
  5. Вид инструктажа (первичный на рабочем месте);
  6. Фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего инструктаж;
  7. Наименование и реквизиты локального нормативного акта, по которому проводился инструктаж (инструкция по охране труда, правила внутреннего распорядка и пр.);
  8. Подписи инструктируемого и инструктирующего;
  9. Примечания (при необходимости — указание на специфику перевозок, маршрут, категорию ТС и пр.).

5. Требования к оформлению и хранению Журнала

В целях обеспечения юридической значимости записи в Журнале должны соответствовать следующим требованиям:

  • Журнал подлежит скреплению печатью организации (при наличии), прошивке и нумерации всех страниц;
  • все записи вносятся четко, разборчиво, без помарок, исправлений и сокращений;
  • исправления в Журнале не допускаются; в случае ошибки — зачеркивание не допускается, применяется метод аннулирования с оформлением приказа;
  • Журнал хранится в течение не менее трех лет с даты его завершения в соответствии с требованиями архивного законодательства (Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»);
  • ответственность за ведение, сохранность и достоверность сведений в Журнале несет должностное лицо, назначенное приказом работодателя.

6. Проведение первичного инструктажа

Первичный инструктаж проводится до начала выполнения работником трудовых обязанностей. Инструктаж должен охватывать следующие темы:

  • общие требования охраны труда;
  • безопасные методы и приемы выполнения работ;
  • правила эксплуатации транспортных средств;
  • действия водителя в аварийных и чрезвычайных ситуациях;
  • требования к техническому состоянию ТС перед выездом;
  • нормы и правила дорожного движения;
  • внутренние регламенты предприятия.

После завершения инструктажа проводится проверка усвоения знаний, которая может быть осуществлена в устной или письменной форме. Факт прохождения инструктажа и проверки знаний фиксируется в Журнале.

7. Ответственность за нарушение установленного порядка

Несоблюдение требований к проведению инструктажей и ведению Журнала влечет за собой административную и иную ответственность в соответствии с законодательством:

  • Административная ответственность — предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ (нарушение норм охраны труда), статьей 12.31.1 КоАП РФ (нарушение требований к подготовке водителей), а также статьей 11.23 КоАП РФ (нарушение требований безопасности дорожного движения).
  • Уголовная ответственность — может наступить по статье 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть или тяжкий вред здоровью) при наличии соответствующих последствий.
  • Гражданско-правовые последствия — отказ страховой компании в выплате страхового возмещения по ОСАГО или ДСАГО в случае установления факта непрохождения водителем инструктажа.
  • Материальные убытки — связанные с авариями, простоями техники, штрафами и судебными издержками.

8. Заключение

Ведение Журнала первичного инструктажа водителя является обязательным условием соблюдения работодателем требований трудового, транспортного и административного законодательства. Наличие правильно оформленного и своевременно заполняемого Журнала подтверждает добросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по обеспечению безопасности труда и дорожного движения.

Работодатель обязан обеспечить системный подход к организации инструктажей, назначить ответственных лиц, утвердить локальные нормативные акты и контролировать их исполнение. Только при строгом соблюдении установленного порядка возможно минимизировать риски аварийности, обеспечить безопасность работников и избежать юридической ответственности.

Соблюдение требований к ведению Журнала способствует формированию устойчивой системы управления безопасностью и повышению уровня профессиональной подготовки водителей.

Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.