Настоящий документ регламентирует порядок ведения и оформления журнала первичного инструктажа водителей, являющегося обязательным элементом системы управления охраной труда и обеспечения безопасности дорожного движения в организациях, эксплуатирующих автотранспортные средства.
Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение вводного и первичного инструктажей на рабочем месте для всех работников, приступающих к выполнению трудовых функций, связанных с управлением транспортными средствами. Фиксация указанных мероприятий осуществляется посредством ведения Журнала регистрации первичного инструктажа на рабочем месте, который подтверждает соблюдение работодателем установленных норм в области охраны труда и безопасности дорожного движения.
Образец журнала регистрации инструктажа первичного, на рабочем месте, повторного, внепланового
1. Нормативно-правовая база
Проведение первичного инструктажа водителей и ведение соответствующего журнала осуществляется в соответствии с положениями следующих нормативно-правовых актов:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции от 30.06.2006 № 54-ФЗ), в частности:
- статья 212 — устанавливает обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников;
- статья 225 — предусматривает обязательное проведение инструктажей по охране труда и их регистрацию.
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в частности:
- статья 20 — устанавливает требования к профессиональной подготовке и периодической проверке знаний водителей;
- статья 21 — возлагает на работодателя обязанность по организации инструктажей по безопасности дорожного движения.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», устанавливающий требования к подготовке и допуску водителей к перевозкам.
2. Цель и назначение Журнала первичного инструктажа водителя
Журнал регистрации первичного инструктажа на рабочем месте является официальным документом, подтверждающим факт проведения инструктажа в установленном порядке и допуск работника к выполнению трудовых функций, связанных с управлением транспортным средством.
Цель ведения Журнала:
- фиксация факта ознакомления водителя с требованиями охраны труда, правилами безопасной эксплуатации транспортных средств и внутренними локальными нормативными актами работодателя;
- обеспечение контроля за выполнением работодателем обязанностей, предусмотренных законодательством;
- подтверждение соблюдения требований надзорных органов (УГАДН, ГИБДД, Трудовая инспекция);
- минимизация производственного риска, связанного с дорожно-транспортными происшествиями и несчастными случаями на производстве.
3. Круг лиц, подлежащих первичному инструктажу
Первичный инструктаж на рабочем месте обязаны пройти все работники, непосредственно выполняющие функции по управлению транспортными средствами, включая:
- работников, впервые поступивших на работу;
- работников, переведенных на другую работу, связанную с управлением транспортными средствами;
- временных работников, в том числе привлекаемых по гражданско-правовым договорам;
- водителей, работающих по договору аутсорсинга или на условиях подряда;
- стажеров и практикантов, допущенных к управлению ТС;
- водителей подрядных организаций, осуществляющих деятельность на территории заказчика.
Допуск к управлению транспортным средством без прохождения первичного инструктажа и отсутствия соответствующей записи в Журнале является нарушением трудового и транспортного законодательства.
4. Порядок ведения Журнала
Журнал ведется в бумажной или электронной форме с обязательным соблюдением требований к документообороту, предусмотренным законодательством. Журнал должен быть утвержден приказом работодателя и храниться у ответственного лица, назначенного приказом (специалист по охране труда, старший механик, иное уполномоченное должностное лицо).
Структура Журнала включает следующие обязательные реквизиты:
- Дата проведения инструктажа;
- Фамилия, имя, отчество водителя (полностью);
- Дата рождения водителя;
- Профессия и должность;
- Вид инструктажа (первичный на рабочем месте);
- Фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего инструктаж;
- Наименование и реквизиты локального нормативного акта, по которому проводился инструктаж (инструкция по охране труда, правила внутреннего распорядка и пр.);
- Подписи инструктируемого и инструктирующего;
- Примечания (при необходимости — указание на специфику перевозок, маршрут, категорию ТС и пр.).
5. Требования к оформлению и хранению Журнала
В целях обеспечения юридической значимости записи в Журнале должны соответствовать следующим требованиям:
- Журнал подлежит скреплению печатью организации (при наличии), прошивке и нумерации всех страниц;
- все записи вносятся четко, разборчиво, без помарок, исправлений и сокращений;
- исправления в Журнале не допускаются; в случае ошибки — зачеркивание не допускается, применяется метод аннулирования с оформлением приказа;
- Журнал хранится в течение не менее трех лет с даты его завершения в соответствии с требованиями архивного законодательства (Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»);
- ответственность за ведение, сохранность и достоверность сведений в Журнале несет должностное лицо, назначенное приказом работодателя.
6. Проведение первичного инструктажа
Первичный инструктаж проводится до начала выполнения работником трудовых обязанностей. Инструктаж должен охватывать следующие темы:
- общие требования охраны труда;
- безопасные методы и приемы выполнения работ;
- правила эксплуатации транспортных средств;
- действия водителя в аварийных и чрезвычайных ситуациях;
- требования к техническому состоянию ТС перед выездом;
- нормы и правила дорожного движения;
- внутренние регламенты предприятия.
После завершения инструктажа проводится проверка усвоения знаний, которая может быть осуществлена в устной или письменной форме. Факт прохождения инструктажа и проверки знаний фиксируется в Журнале.
7. Ответственность за нарушение установленного порядка
Несоблюдение требований к проведению инструктажей и ведению Журнала влечет за собой административную и иную ответственность в соответствии с законодательством:
- Административная ответственность — предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ (нарушение норм охраны труда), статьей 12.31.1 КоАП РФ (нарушение требований к подготовке водителей), а также статьей 11.23 КоАП РФ (нарушение требований безопасности дорожного движения).
- Уголовная ответственность — может наступить по статье 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть или тяжкий вред здоровью) при наличии соответствующих последствий.
- Гражданско-правовые последствия — отказ страховой компании в выплате страхового возмещения по ОСАГО или ДСАГО в случае установления факта непрохождения водителем инструктажа.
- Материальные убытки — связанные с авариями, простоями техники, штрафами и судебными издержками.
8. Заключение
Ведение Журнала первичного инструктажа водителя является обязательным условием соблюдения работодателем требований трудового, транспортного и административного законодательства. Наличие правильно оформленного и своевременно заполняемого Журнала подтверждает добросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по обеспечению безопасности труда и дорожного движения.
Работодатель обязан обеспечить системный подход к организации инструктажей, назначить ответственных лиц, утвердить локальные нормативные акты и контролировать их исполнение. Только при строгом соблюдении установленного порядка возможно минимизировать риски аварийности, обеспечить безопасность работников и избежать юридической ответственности.
Соблюдение требований к ведению Журнала способствует формированию устойчивой системы управления безопасностью и повышению уровня профессиональной подготовки водителей.
Автор экспертной статьи: налоговый консультант, экономист Стулова О.В.