Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это установленное законодательством комплексное обследование водителя перед допуском к управлению транспортом.
С момента появления автомобилей в дореволюционной России проведением медицинских осмотров водителей занимались местные власти. Первым нормативным актом в данной сфере стало «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях», изданное в июне 1900 года петербургским градоначальником Николаем Клейгельсом.
Согласно документу, управлять автомобилем могли люди, имеющие слух и зрение в пределах или выше нормы без физических недостатков, мешающих автомобильному управлению. Подобные документы действовали и в прочих городах для получения водительского удостоверения необходимо было пройти медицинскую комиссию, где проверялись различные органы чувств. Точных и формальных инструкций осуществления данного процесса не было до 1970-х годов.
В 20—30-х резко возросло количество венерических заболеваний, а в 1921 г. правительством был издан декрет об обязательном прохождении медицинского осмотра работниками общественного питания, торговли, пищевой промышленности, роддомов, детских больниц, организованных дошкольных учреждений и иных профессий согласно перечню — приложению. Медицинские осмотры проводились как при устройстве на работу, так и далее с определенной периодичностью.
До распространения автомобильного транспорта В XIX — начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. К концу XIX века, в стране официально зарегистрировали десятки тысяч повозок. В это время появляются «Правила для извозчиков» и «Правила для содержателей общественных карет» и др. Эти нормативные акта, в частности, предусматривали обязательный осмотр технического состояния экипажей. Как таковых четких требований и критериев к физическому состоянию в нормативных документах не упомянуто. Извозом мог заниматься только мужчина не моложе 18 и не старше 60 лет, не имевший при этом физических недостатков, вроде глухоты. По правилам предписывалось быть трезвыми, не дозволять себе грубого обращения с седоками и не употреблять непристойных слов. Извозчики в основном не работали в одиночку, часто они нанимались к извозопромышленнику. В таком случае их работу контролировал староста (дневной и ночной), основное внимание уделялось исправности экипажа и трезвости извозчика.
Монопольное положение извозчиков оказалась поколеблено в самом конце XIX в. с появлением трамвая. Трамвай стал удобным и недорогим видом общественного транспорта и снискал популярность у жителей страны. Интерес пассажиров к новым средствам передвижения стимулировал развитие других отраслей общественного транспорта, в том числе такси.
Проведение медицинских осмотров для водителей в Советское время.
Первым нормативным документом на общесоюзном уровне, регламентировавшим медицинское освидетельствование водителей был приказ министра здравоохранения СССР от 6 сентября 1972 года «О мерах профилактики автодорожного травматизма и улучшения организации медицинской помощи пострадавшим». Периодическое переосвидетельствование обычные водители проходили через каждые пять лет, а водители старше 55-60 лет – через два года. Количество медосмотров увеличивалось для водителей грузовиков, автобусов и большегрузов. Инструкции к приказу имели гриф «для служебного пользования» и носили скрытый характер.
Приказ Министра здравоохранения СССР от 06.09.1972 г. № 733-дсп, регламентировал «Временные штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, организуемых при крупных автохозяйствах городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, а также городов, являющихся крупными промышленными центрами, с количеством населения 500 тыс. человек для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта», включал в себя «Временную инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта», на основании которой водители автомобилей стали проходить предрейсовые осмотры.
Позже Минздравом СССР был издан приказ от 09.08.1974 г. № 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспорта». Приказ включал нормативы медперсонала фельдшерских здравпунктов и Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. 03.04.1981 г. был издан приказ Минздрава СССР № 350 «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях и предприятиях связи», он регламентировал обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров на крупных автотранспортных предприятиях.
Первая инструкция для проведения водительских медкомиссий была опубликована в рамках приказа Минздрава СССР от 4 января 1983 года. На основании документа водители должны были проходить следующих врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, а для женщин — акушера-гинеколога. Если лицо состояло на психиатрическом или наркологическом учете, то в водительских правах оно ограничивалось.
В 1987 г. Главным государственным санитарным врачом СССР была утверждена «Инструкция об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях» № 4538-87.
В 1989 году был издан указ Минздрава СССР № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», где указывались все необходимые обследования для водителей и методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)» включали в себя «Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» и «Примерную программу подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств». В данных документах четче, чем раньше определялись критерии обучения специалистов и организации осмотров. В 1993 году с учетом роста числа венерических заболеваний издается приказ МЗ РФ № 286 «О совершенствовании контроля за заболеваниями, передаваемыми половым путем». Документ регламентировал прохождение медицинских осмотров на инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), и заразные кожные заболевания на базе кожно-венерологических учреждений, что предполагало преемственность кабинетами осмотров и больницами.
Предрейсовые осмотры осмотры для водителей на современном этапе.
В 1999 году появились стандартные водительские удостоверения, а также предусматривалось прохождение осмотра при получении или при обмене прав (раз в десятилетие).
Новые требования устанавливались приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 119, а проведение инфекционных обследований для водителей — утвержденным в 1997 году приказом Минздрава России № 244 «О проведении обязательных предварительных, при поступлении на работу и периодических медицинских обследований».
Приказ устанавливал Перечень предприятий и категорий работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам на инфекционные и паразитарные заболевания, объемы и кратность их обследований. В 2001 году в структуру кожно-венерологических диспансеров также стало относиться отделение профилактических медицинских осмотров.
Приказом Роспотребнадзора РФ от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» была установлена форма личной медицинской книжки. Далее использовались приказы Минздрава РФ, которые все более усложняли проблему медицинских осмотров.
В приказах МЗиСР РФ от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» и от 16.05.2005 г. № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 г. № 83» теперь проводились осмотры на предмет выявления ИППП.
После этого выдавалась общая лицензия на проведение этих медицинских осмотров. Трудовое законодательство обязало местные органы принимать решения о введении в отдельных организациях дополнительных медицинских осмотров, а также устанавливать их для отдельных видов работ.
В 2012 году появился приказ МЗиСР РФ от 12.04.2011 г. № 302н, который регламентировал процесс проведения медицинского осмотра с целью определения состояния здоровья работников, своевременного выявления начала профессиональных заболеваний.
Все это предусматривало появление единого регламента медицинских осмотров различных групп работающих в рамках единого нормативного документа Минздрава. Несмотря на это, оставался ряд недочетов и нерешенных вопросов.
2 октября 2012 года был опубликован проект приказа, регламентирующего порядок проведения медосвидетельствования, перечень общих и дополнительных медицинских противопоказаний, но он не был опубликован в дальнейшем.
28 декабря 2013 года закон «О безопасности дорожного движения» был дополнен новой статьей 23.1. Согласно документу, правительство РФ получило полномочия составлять перечень медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортным средством. Приказ был утвержден правительством от 29 декабря 2014 года. Противопоказаниями к управлению транспортными средствами являлись: семь различных видов психических расстройств, употребление наркотических веществ, эпилепсия, нарушение зрения и ахроматоспия (отсутствие цветовосприятия).
15 июня 2016 года Минздрав выпустил приказ «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)». Теперь получить медицинское освидетельствование и справку можно было проще. Для категории «В» необходим был осмотр четырьмя врачами: терапевтом, офтальмологом, психиатром и наркологом. Из обязательного перечня исключались электроэнцефалограмма и экспериментально-психологическое исследование. На дополнительные анализы могли выписать направление только нарколог или психиатр.
10 сентября 2019 года приказом Минздрава перечень обязательных для водителей тестов дополнен двумя анализами: выявлением следов психоактивных веществ в моче и определением симптомов алкоголизма и наркозависимости через анализ крови.
21 ноября 2019 года рассмотрен новый порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств. В силу добавления новых анализов его стоимость выросла: с 200-1 000 рублей до 5-6 тыс. рублей. Первоначально новый порядок планировалось разработать в течение 2020 года, однако в итоге он был подписан только 30 ноября 2021 года. Дополнительные анализы назначались только в процессе восстановления прав после их лишения или после отбытия наказания, повлекшего запрет на управление транспортом.
Несмотря на длительную историю проведения медицинских осмотров на инфекционные заболевания насчитывает более 90 лет, в настоящее время ситуация в этой области с точки зрения законодательства продолжает оставаться сложной и противоречивой.
Сейчас для водителей проводятся как периодические, так и предрейсовые осмотры. Основной проблемой долгое время остается медицинская статистика: осмотр предполагает установку и оформление диагноза. Выявленное профессиональное заболевание затрагивает не только медицинские аспекты, но и сферу трудовых отношений, отсюда вопрос выдачи соответствующих выплат затягивается из-за наличия разногласий между сторонами трудового договора.
При этом, работодателям не выгодно выявление профессиональных заболеваний у своих работников, а больницам отказываться от заказов на медицинский осмотр. Несмотря на это, у больниц сохраняются лицензии на оказание услуг по: медицинским осмотрам профилактическим, терапии, рентгенологии, клинической лабораторной диагностике (лабораторной диагностике). Отсутствие документов, к примеру, результатов производственного контроля, что является подтверждением вредных условий труда, также может нарушать права работника — если нет официального подтверждения заболевания, доказать его достаточно сложно.