Hi, How Can We Help You?

Все о режиме труда и отдыха водителей [2025]

Все о режиме труда и отдыха водителей [2025]

Графики работы водителей: правовые основы и нормативные требования к режиму труда и отдыха

В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации, на основании приказа Минтранса от 16 октября 2020 года N 424
Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (с изменениями на 12 января 2022 года)

работодатель обязан обеспечить составление и своевременное доведение до сведения водителей специальных графиков работы. Указанные графики подлежат разработке в ежемесячном порядке и должны содержать полную информацию о рабочих днях, включая время начала и окончания ежедневной работы (смены), продолжительность перерывов для отдыха и питания, а также дни еженедельного непрерывного отдыха.

Шаблон плана графика рабочего времени водителей на месяцУчет рабочего времени водителей

Учет рабочего времени водителей осуществляется по двум возможным системам:

  1. Ежедневный учет рабочего времени — при котором продолжительность каждого рабочего дня укладывается в пределы, установленные трудовым законодательством.
  2. Суммированный учет рабочего времени — при котором допускается неравномерное распределение рабочего времени в течение учетного периода, при условии соблюдения установленной нормы рабочего времени за указанный период.

Состав рабочего времени водителя

В соответствии с нормативными актами, рабочее время водителя включает в себя следующие виды деятельности:

  1. Время управления транспортным средством;
  2. Время предоставления специальных перерывов для отдыха от управления транспортным средством (далее — специальный перерыв);
  3. Время выполнения работ, не связанных с управлением транспортным средством.

Время работы, не связанной с управлением автомобилем, включает:

а) подготовительно-заключительные операции, выполняемые до выезда на линию и после возвращения с линии, а в случае междугородных перевозок — работы в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) до начала и после окончания смены;
б) время прохождения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, посадки или высадки пассажиров, оказания технической помощи;
г) время простоев, возникших не по вине водителя;
д) время выполнения водителем самостоятельного устранения неисправностей транспортного средства;
е) иные виды времени, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовым договором, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Важно отметить, что рабочее время водителя не сводится исключительно к времени управления транспортным средством. Например, при 8-часовом рабочем дне в него включаются: время медицинских осмотров, перерывы, ожидание пассажиров и т.д.

Особое указание: с 1 января 2021 года из состава рабочего времени исключены:

  • время охраны груза (ранее засчитывалось не менее чем на 30%);
  • время присутствия в транспортном средстве при управлении вторым водителем (ранее засчитывалось не менее чем на 50%).

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель трудится в рамках стандартной 40-часовой рабочей недели. До 31 декабря 2020 года действовали дополнительные ограничения:

  • при 5-дневной рабочей неделе — продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов;
  • при 6-дневной рабочей неделе — не более 7 часов в день.

С 1 января 2021 года данные ограничения утратили силу, и продолжительность отдельного рабочего дня при ежедневном учете определяется в рамках нормальной продолжительности рабочей недели без дополнительных суточных ограничений, за исключением иных установленных норм (например, времени управления).

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени применяется в тех случаях, когда в силу специфики деятельности невозможно соблюдать равномерное распределение рабочего времени в течение дня. При этом норма рабочего времени рассчитывается за учетный период.

С 12 января 2022 года учетный период при суммированном учете устанавливается продолжительностью один календарный месяц. По соглашению с представительным органом работников допускается увеличение учетного периода до трех месяцев.

Для водителей — индивидуальных предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортным средством, максимальная продолжительность учетного периода составляет один месяц (вступило в силу с 1 сентября 2022 года).

Общие требования:

  • Общее количество рабочего времени за учетный период не должно превышать норму, установленную для данной категории работников (обычно — 40 часов в неделю).
  • Продолжительность отдельного рабочего дня не может превышать 10 часов.

Исключения (допускается увеличение рабочего дня до 12 часов):

  • для обеспечения завершения рейса или доставки до места отдыха;
  • для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах;
  • для водителей, осуществляющих перевозки в интересах:
    • учреждений здравоохранения;
    • организаций коммунального хозяйства;
    • телекоммуникационных, почтовых и телерадиовещательных служб;
    • аварийных служб;
    • инкассаторских автомобилей;
    • легковых такси;
    • служебных автомобилей при обслуживании руководителей;
    • а также для водителей, работающих вахтовым методом.

Разделение рабочего времени на части

С 12 января 2022 года водителям всех категорий разрешено разделять рабочее время на части. Перерыв между частями рабочего времени должен быть предоставлен не позднее чем через пять часов после начала рабочего дня.

Продолжительность перерыва:

  • не более трех часов — для водителей общественного транспорта (городского и пригородного сообщения);
  • не более пяти часов — для остальных водителей.

Важно: время отдыха и питания в такой перерыв не включается и не засчитывается в рабочее время.

Ненормированный рабочий день

В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации, для отдельных категорий водителей может устанавливаться ненормированный рабочий день. К таким категориям относятся:

  • водители легковых автомобилей (за исключением легковых такси);
  • водители, занятые на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Установление ненормированного рабочего дня осуществляется работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Продолжительность рабочих смен и количество рабочих дней определяются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (обычно — 40 часов). Дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются в общем порядке.

Ограничения времени управления транспортным средством

Время управления транспортным средством в течение одного рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Исключения:

  • Время управления может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

Примечание: до 31 декабря 2020 года существовали дополнительные ограничения (например, 8 часов при перевозке пассажиров автобусами длиной свыше 9,5 метров в горной местности), которые с 1 января 2021 года утратили силу.

Специальные перерывы для отдыха

Все водители имеют право на специальные перерывы, включаемые в рабочее время. Данные перерывы предоставляются при управлении транспортным средством и носят обязательный характер.

Правила предоставления (вступили в силу с 1 января 2021 года):

  • Первый специальный перерыв продолжительностью 45 минут предоставляется через 4 часа 30 минут непрерывного управления.
  • Последующие перерывы — через каждые 4 часа 30 минут управления.
  • Если время специального перерыва совпадает со временем обеденного перерыва, специальный перерыв не предоставляется.

Возможность деления перерыва:

  • Перерыв может быть разделен на части:
    • первая часть — не менее 15 минут;
    • последняя часть — не менее 30 минут;
    • промежуточные части — любой продолжительности.

Примечание: если рабочий день составляет 8 часов и включает обеденный перерыв длительностью не менее 30 минут, специальные перерывы не требуются.

Режим отдыха водителей

Режим отдыха водителей включает три составляющих:

1. Перерыв для отдыха и питания (обеденный перерыв)

  • Продолжительность — от 30 минут до 2 часов.
  • При рабочем дне свыше 8 часов может быть предоставлено два перерыва, суммарная продолжительность которых — от 30 минут до 2 часов.

2. Ежедневный (междусменный) отдых

  • При стандартном учете времени — должен быть в два раза больше продолжительности предыдущей смены.
  • При суммированном учете — не менее 11 часов (с 1 января 2021 года, ранее — 12 часов).
  • Допускается сокращение междусменного отдыха до 9 часов, но не более трех раз в течение рабочей недели (между двумя выходными днями).
  • Отдых может быть разделен на части:
    • первая часть — не менее 3 часов;
    • последняя часть — не менее 9 часов.

3. Еженедельный непрерывный отдых

  • Продолжительность — не менее 45 часов.
  • С 1 января 2021 года еженедельный отдых не суммируется с междусменным, а заменяет его.
  • Для водителей, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и эксплуатирующих транспортные средства вне населенных пунктов, с 1 сентября 2022 года допускается сокращение продолжительности еженедельного отдыха до 24 часов. В этом случае недостающее время отдыха должно быть компенсировано в пределах учетного периода.

Пример режима труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В целях иллюстрации нормативных требований приводится пример графика работы водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Предрейсовый медосмотр
7:30
6:00
17:00
14:00
14:00
Управление автобусом
7:45
6:15
17:15
14:15
14:15
Специальный перерыв
17:00
Управление автобусом
17:15
Перерыв (разделение времени)
11:45
Обед
13:45
10:00
21:00
19:00
17:00
Управление автобусом
14:45
11:00
22:00
20:00
18:00
Специальный перерыв
17:00
14:30
22:00
Управление автобусом
17:15
15:15
22:15
Специальный перерыв
19:30
00:00
Управление автобусом
20:00
00:30
Послерейсовый осмотр
20:45
16:45
01:45
01:45
20:45
Междусменный отдых
21:00
02:00
02:00
21:00
Еженедельный отдых
17:00
Рабочее время, ч
10,5
10
0
8
11
0
6

Пояснения к графику:

  1. В понедельник реализовано разделение рабочего времени на части (перерыв с 11:45 до 13:45).
  2. Рабочее время в понедельник — 10,5 часов, что допустимо при суммированном учете.
  3. Время управления — 9,25 часа, что разрешено не более двух раз в неделю.
  4. Междусменный отдых между понедельником и вторником — 9 часов, что допускается не более трех раз в неделю.
  5. Еженедельный отдых в среду — 48 часов (с 17:00 вторника до 17:00 четверга), что соответствует норме.
  6. В пятницу специальный перерыв частично совпадает с обедом.
  7. Суббота является междусменным отдыхом (36 часов), а не полноценным выходным.
  8. Общая продолжительность рабочего времени за неделю — 45,5 часов, что укладывается в месячную норму.

Контроль соблюдения режима труда и отдыха

Соблюдение режима труда и отдыха водителей контролируется с помощью тахографов — специальных бортовых устройств, фиксирующих режим работы.

Обязательное оснащение тахографами:

  • С 1 ноября 2019 года — транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки;
  • С указанной даты также распространяется на личные автобусы и грузовики категории С.

Ответственность за нарушение:

  • Административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей (статья 11.27 КоАП РФ).

Исключения из общих правил

Для отдельных категорий водителей установлены особые режимы труда и отдыха, не подлежащие применению общих норм. К ним относятся водители:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • транспортных средств, задействованных в международных перевозках;
  • служебных легковых автомобилей органов государственной власти и местного самоуправления;
  • транспортных средств, эксплуатируемых исключительно на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • автомобилей ведомственной охраны;
  • транспортных средств, используемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • военных автомобилей;
  • автомобилей Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (с 1 сентября 2022 года).

Рекомендация: для корректного составления графиков работы водителей и обеспечения соответствия требованиям законодательства рекомендуется изучение соответствующих нормативных правовых актов, включая Постановление Правительства РФ, Трудовой кодекс РФ и Правила дорожного движения.

Штраф за нарушение режима отдыха водителей.

Автор экспертной статьи: врач-хирург, врач высшей категории Субботин А.В.