Hi, How Can We Help You?

В чем отличие медосмотра и мед освидетельствования водителя [Закон РФ 2024]

В чем отличие медосмотра и мед освидетельствования водителя [Закон РФ 2024]

Автор экспертной статьи: учредитель КДЦ «ЛЕЧУДАРОМ», врач-хирург, врач высшей категории, подполковник медицинской службы в отставке Субботин А.В.

Как часто проходят обязательный предрейсовый осмотр, периодический, предварительный, внеочередной, для справки ГИБДД, устройства на работу, по Приказу…

 

Водитель обязан проходить несколько видов медицинского осмотра, так как, управляет автомобилем — источником повышенной опасности. Процедура Медосмотра и медосвидетельствования для получения (замены) водительских прав, когда требуется пройти медкомиссию, включая психиатра и нарколога, кардинально отличается от прочих видов мед осмотра:

 

  • целями и задачами;
  • требованиями к порядку проведения;
  • нормативами, которые их регулируют;
  • периодичностью;
  • обязанностью по оплате и пр.

 

Поэтому нужно понимать разницу между обязательными медосмотрами. Например, контроль и требование ежегодно обновлять Заключение № 003-В/у для ГИБДД — это абсурд. Просьба медработников по предрейсовым осмотрам и лиц, ответственных за БДД, регулярно предоставлять справки о медицинском освидетельствовании противоречит Закону России №196-ФЗ и Приказу Минздрава №344.

 

Самое интересное — ошибаются ни только ответственные лица транспортной компании, но и контролирующие органы ДПС (ГАИ), Ространснадзора (УГАДН), выписывая штрафы по неверно истолкованным статьям. Чтобы не допускать подобных ошибок, и защитить свои права, расставим все точки над i. Разберемся с вопросами:

 

  1. Чем отличается процедура медосмотра и мед освидетельствования водителей.
  2. В какие сроки, как часто требуется их проходить.
  3. Кто оплачивает медицинские осмотры: работники или работодатель.
  4. Можно ли отказаться от медосвидетельствования.
  5. Законны ли требования о прохождении медкомиссии и предоставлении мед заключения для обучающихся — кандидатов в водители.
  6. Сколько действует справка формы № 003-В/у.
  7. Какими Законами России обоснованы.
  8. О прочих аспектах, связанных с транспортно-медицинской сферой.

 

Реформа медицины, интеграция европейских стандартов в транспортную деятельность, внедрение телемедицинских технологий влияет на изменение нормативных актов. Организации (ООО, юридические лица) и ИП, не успев адаптироваться к одним, вынуждены перестраиваться под новые. Поэтому не удивительно, что возникает путаница. Множество вопросов, связанных с  медосмотрами водителей, требует ответов.

 

Правовая медицинская база

 

  • Приказ Минздрава №344н (15/06-15 г.) — Порядок медосвидетельствования для водительских прав (замены);
  • ПМ №835н (15/12-14 г.) — Правила проведения предрейсового (послерейсового) мед осмотра;
  • В рамках ч. 4; ст. 213 ТК РФ: ПМ №29н (28/01-21 г.) — Порядок предварительного и периодического медицинского осмотра (медкомиссия) водителей и претендентов.
  • Закон РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.) — О Безопасности ДД;
  • ПП РФ №1097 (24/10-14 г.) — Критерии допуска работников к управлению транспортным средством;
  • Закон России №323-ФЗ (21/11-11 г.) — Охрана здоровья;
  • Ст. 213 ТК РФ №197 (30/12-01 г.) — Обязательные медицинские осмотры;
  • ПП РФ №1604 (29/12-14 г.) — Списки (код) противопоказаний, ограничений к управлению ТС. Показания и Правила использования спец приборов (оборудования) для вождения автотранспорта лицами, имеющими проблемы со здоровьем.

 

Обратите внимание: Приказ Минсоцразвития №302н (12/04-11 г.) — список опасных видов работ, включающих управление автотранспортом, требующее предварительного и периодического медосмотра утратил силу.

 

Какие виды обязательных медицинских осмотров проходит водитель

 

  1. Медосвидетельствование для получения (замены) водительских прав.
  2. Предварительный медосмотр — при поступлении на работу.
  3. Периодический — раз в 2 года (лица до 21 года — ежегодно).
  4. Предрейсовый (предсменный) — перед рейсом, сменой.
  5. Послерейсовый (послесменный) — по завершении поездки, смены.
  6. Внеочередной — по медпоказаниям.

 

Медицинское освидетельствование на водительские права (замены) — справка для ГИБДД

 

Цель, согласно определению (Закон России №323-ФЗ ст. 65; п. 1), медицинского освидетельствования — выявление состояний (противопоказаний, ограничений, отклонений) здоровья, влекущих события юридического характера, используя методы мед осмотров и лабораторных исследований

Например, чтобы установить (подтвердить), что водитель:

 

  • имеет заболевания, препятствующие нормальному управлению ТС;
  • является алкоголиком;
  • принимает наркотики;
  • или психически ненормален.

 

Правила проведения процедуры регулирует ПМ №344н. Часть предписаний актуальны с 2016 года. Некоторые пункты о лабораторных исследованиях вступят в силу только в 2022. Приказом утвержден Порядок мед освидетельствования водителей (учащихся кандидатов); состав врачей-специалистов, для определенной категории в/у; формат документов:

 

  1. Справка для ГИБДД (ГАИ, МРЭО) №003-В/у;
  2. журнал учета выданных Заключений №036-В/у-10;
  3. образцы: Приложение № 2; 3; 4.

 

Новые Правила касаются в основном формы выдаваемой справки и взятия анализов на исследование. На руки водитель получает общий результат осмотра специалистами-медиками, включая психиатра и нарколога. Задача — выявить имеются ли какие-либо противопоказания или ограничения к управлению ТС. Медицинское Заключение предназначено для органов ГИБДД.

 

Как часто проходят мед освидетельствование

 

Должностные лица транспортной организации не имеют права заставлять водителей регулярно обновлять справку, проходя освидетельствование. Хотя медкомиссия на водительские права (замену) относится к обязательному виду медицинского обследования, она не является периодической процедурой. Срок, указанный в п. 12 норматива № 344 касается времени использования самой справки №003-В/у.

 

Это значит:

 

В течение года водитель, получивший медицинское Заключение, может обратиться со справкой 003-В/у в органы ГИБДД для замены:
старого в/у; получения прав после сдачи экзаменов
(открытия новой категории)

 

Следовательно, спустя 12 месяцев, если справку так и не использовали по-назначению, придется проходить освидетельствование заново. Обратите внимание: за перечисленные ниже случаи, когда необходимо проходить освидетельствование, платит сам водитель, так как, это не касается его отношений с работодателем. Требуется в следующих ситуациях:

 

  1. Закончился срок действия в/у: каждые 10 лет — национального; 3 года — международного (при условии, что российские права, на основании которых оформлены, действуют в этот период).

 

  1. Перед сдачей экзаменов в автошколе (открытии новой категории) кандидатов в водители, чтобы выдали новое в/у в органах ГИБДД.

 

  1. В случае восстановления прав управления транспортом, когда имело место лишение в/п по причине административного правонарушения.

 

  1. Если находились в исправительном учреждении, отбывая срок, связанный с лишением водительских прав. Для возврата в/у, при условии, что это не воспрещено российским законодательством.

 

  1. Когда при периодическом медосмотре обнаружено заболевание (противопоказание), препятствующие работе. Водителя направляют на Медосвидетельствование, где: либо подтвердят ограничение в управлении ТС, либо опровергнут поставленный диагноз.

 

Для оформления медзаключения обращаются к терапевту (семейному врачу), который выдает направление к остальным специалистам. В случаях, когда медосмотр — инициатива работодателя (основание — требования Законов РФ по обеспечению БДД), направление на медкомиссию выдает работодатель. Он же и оплачивает осмотр.

 

Во всех прочих случаях, кроме перечисленных выше, тем более, ежегодно, проходить медицинское освидетельствование не нужно. Если об этом настаивает работодатель, чтобы развеять личные сомнения насчет состояния здоровья водителя, оплачивать расходы на медкомиссию он обязан сам. Требовать освидетельствования не имеют права, а попросить — пожалуйста (за исключением медицинского основания — 5 пункт списка).

 

Примечание: В случае, если в/у пришло в негодность, утрачено, или замена — инициатива водителя, смена паспортных данных, предоставлять мед справку, а значит, проходить освидетельствование не нужно. При этом срок действия нового документа остается прежним, таким, каким был в старом удостоверении.

 

Необоснованные Требования УГАДН

 

Несмотря на ПМ №344, надзорные органы требуют от инженеров по БДД, чтобы работники предоставляли справки № 003-В/у каждый год. Возлагая обязанность контроля на ответственных лиц. Обычно ссылаются на 23 статью Закона №196, п. 1, где говорится о кандидатах в водители.

 

Почему-то считают, кандидат — это претендент на водительское место работы, что в корне неправильно. Данный термин означает ученика, проходящего обучение, готовящегося сдавать ПДД, вождение, чтобы получить права. Касается физического, а не юридического лица (ИП), организации.

 

Поэтому требовать от транспортной компании контролировать регулярность медосвидетельствований — грубейшая ошибка. Данный норматив относится к вышеупомянутому случаю (экзамену), а не к работе водителя профессионала (автолюбителя). В целях обеспечения БДД кандидаты на получение прав обязаны предоставить Справку для ГИБДД и все! В подтверждение этих слов можно привести 9 пункт ПП №1097.

 

Вывод: Медосвидетельствование проводится для замены (восстановления, возврата) в/у или получения водительских прав кандидатами в водители. Ни контролировать, ни требовать обновления справки формы №003-В/у никто не должен, кроме случаев, описанных выше. Оплачивает медкомиссию сам водитель, если ему нужны новые права на управление ТС.

 

Срок 1 год — относится к медицинскому Заключению, которое можно передать в ГАИ сразу или затянуть оформление на этот период. По истечении 12 месяцев, если нет необходимости в замене в/у, брать справку повторно не требуется.

 

Обязательный предварительный и периодический медосмотр водителей

 

Все обязательные медицинские осмотры, кроме вышеописанного освидетельствования на водительские права, оплачивает работодатель. Действуя в рамках российского законодательства, необходимо контролировать выполнение требований по обеспечению безопасности работы водителей. В эту группу медицинского контроля за состоянием здоровья сотрудника входят следующие виды медосмотров:

 

  1. Предварительный
  2. Периодический
  3. Предрейсовый (предсменный)
  4. Послерейсовый (послесменный)

 

При исследовании нормативов перечисленных мед осмотров, нужно убедиться, что работа водителя сопряжена с опасными условиями труда. Об этом упоминается в Приказе №29н, из которого следует, что управление ТС таковым действительно является. В нормативе описаны Правила, касающиеся работодателя и работника, устраивающегося водителем.

 

Порядок прохождения предварительного медосмотра

 

Цель предварительного осмотра (Закон №323-ФЗ ст. 46) — определение соответствует ли состояние здоровья работника должности,
на которую он претендует

 

Согласно сведениям, изложенным в ПМ №29н, медицинский осмотр при трудоустройстве водитель проходит по направлению, выданному ему на руки работодателем. Это документ, содержащий информацию:

 

  • об организации;
  • медицинском заведении;
  • данных работника;
  • его профессии;
  • назначении (вида) осмотра и пр.

 

Заверяется направление уполномоченным представителем транспортной компании и подписью водителя. Так же норматив №29н содержит перечень документов, которые необходимы для предварительной (периодической) медкомиссии. Только при прохождении всех требуемых медицинских специалистов, измерения параметров, в т. ч., согласно Таблиц факторов вредного влияния на состояние здоровья (пункты: 4.3.2; 18; 18,1 и 18,2 и др.), можно считать, что обследование завершено.

 

По результатам выдается 3 экземпляра Заключения об отсутствии/наличии противопоказаний к управлению ТС. Один — остается в медучреждении. Второй — вручается работодателю. Третий — водителю. К справке прилагается Приложение 1 и 2, где указаны результаты медосмотра врачами, перечни факторов и работ, влияющих на условия труда.

 

Обязательный периодический медосмотр

 

Цель, согласно Закону №323-ФЗ ст. 46, периодического мед осмотра водителей — наблюдение и отслеживание динамики состояния здоровья. Способ для определения начала или развития заболеваний, связанных с профессиональными условиями труда. Выявление работников, входящих в группу риска.

 

Порядок прохождения медкомиссии аналогичен оформлению предварительного медосмотра при трудоустройстве. Только назначается он раз в 2 года. При этом водители проходят ХТИ (химико-токсиологическое исследование). Психиатрическое — каждые 5 лет (ТК ст. 213). Выдает направление на обследование, оплачивает процедуру работодатель, согласно договору с медучреждением, имеющим полномочия на проведение медкомиссии данного профиля.


 

Заключение выполняется в 5 экземплярах: для водителя, работодателя, медорганизации, проводящей медосмотр, поликлиники, к которой прикреплен обследуемый, Фонда соцстрахования (с согласия работника).

 

Предрейсовые (послерейсовые) медосмотры

 

Цель предрейсового (предсменного) осмотра (ст. 46 Закона №323-ФЗ) — выявление препятствий к управлению ТС, включая заболевания, алкогольное опьянение, наркотическое (лекарственное) воздействие. Для послерейсового — добавлен контроль вредного влияния рабочих факторов.

 

К обязательным периодическим видам медицинского осмотра относится контроль за состоянием водителя перед началом рабочего дня: отправкой в рейс, в том числе, в длительную командировку и возвращением в гараж или на стоянку. Порядок обследования регламентирует ПМ №835н.

 

  1. Предрейсовый медосмотр проходят все водители, выезжающие на линию.
  2. Послерейсовый — перевозчики пассажиров и опасных грузов.

 

В случае выявления симптомов, препятствующих управлению ТС, работника направляют в поликлинику для подтверждения или опровержения предварительного диагноза. Когда рейс совершается в рамках одного рабочего дня — все понятно: осмотр проводится в начале каждой смены. Споры возникают по-поводу командировок.

 

К сожалению некоторые инспекторы служб ДПС выписывают штрафы за отсутствие медосмотра, когда водитель несколько дней находится в рейсе. Соответственно, не может каждый день проходить обследование. В нормативе указано, что предрейсовый мед осмотр производится либо перед рейсом, либо перед сменой.

 

Командировка — один рейс. Поэтому отметка врача ставится до отправки в поездку и действительна на все дни (не более 30 суток), пока автомобиль не вернется в гараж. Понятие — каждодневный медосмотр отсутствует. Поэтому инспектор, в этом случае, нарушает Закон. При этом следует соблюдать требования к оформлению путевого листа. Правильно прописывать обязательные реквизиты, подписи медиков с расшифровкой, оформлять командировочные, указывать маршрут и пр.

 

Вывод: Теперь вы знаете, чем отличается каждый вид медосмотра и медицинского освидетельствования водителя. Изучите приведенные нормативы, регламентирующие данную сферу, чтобы защититься от неправомерных предписаний и штрафов.