15/06-2020 г. Новый Федеральный закон (№272386-7) о внесении поправок в ряд нормативных актов представлен на утверждение в Думу РФ. Проект Минздрава является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля для сотрудников, занятых на опасных, (в т. ч., подземных) работах, и водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медицинский осмотр.
Новый Федеральный Закон подписан президентом РФ Путиным. До осенней сессии парламента (13/10-20 г.) принимаются заявки и предложения, ведутся обсуждения законопроекта. На данный момент (1 августа) поступил единственный негативный отзыв от Карачаево-Черкесской Республики. Замечания направлены не против удаленной формы медосмотра, они касаются недостаточности нормативных актов, регламентирующих дистанционный порядок предрейсового медицинского осмотра.
Это справедливое указание. Совокупная информация, уточняющая на законодательном уровне Порядок проведения дистанционного предрейсового медицинского осмотра, отсутствует. Раньше опирались на Приказ Минздрава №835н., правила которого распространяются на форму очного медосмотра. На настоящий момент документ утратил силу.
Условно его подменяет Приказ о применении телемедицинских технологий №965н. Новый норматив Минздрава, описывающий порядок проведения предрейсового медицинского контроля водителей опубликуют до конца I квартала 2021 г. Законодательная почва готовилась 20 лет: проект — логическая точка в сфере дистанционного медицинского обслуживания. Имеющихся (утвержденных) поправок достаточно, чтобы на законных основаниях внедрить ДПМК транспортными компаниями.
Законно ли сегодня проводить дистанционный предрейсовый осмотр?
Внедрение удаленной формы осмотра водителей не явилось вдруг и ни от куда. Реформа медицинского обслуживания, в т. ч., с предоставлением услуг ПМО, началась с Пр-а Минздрава №344 [27/08-01] г. — План развития телемедицины в России.
Благодаря утверждению Концепции, 20 лет правили законы, подготавливая выход Нового законопроекта Минздрава. Развитие электронных технологий, международные соглашения, современные требования времени явились толчком для реформ в медицине. Это общемировая практика и Россия, как член Евразийского союза, не осталась в стороне.
События с пандемией COVID-19 показали, удаленный ежедневный предрейсовый медицинский контроль водителей востребован как никогда. До этого момента противники приводили аргументы, критикующие внедрение технологий телемедицины. Теперь же все их доводы не актуальны. Поэтому несмотря на недостаток информации, переход на дистанционный предрейсовый осмотр — законный и неизбежный процесс.
Какие законы регламентируют удаленный предрейсовый медосмотр водителей
Закон №242 об использовании технологий телемедицины, телеметрического оборудования, позволяющего на расстоянии проводить консультации, осмотры, давать заключения, регламентирует переход на дистанционную форму предрейсового медицинского контроля водителей. С 2017 года, опираясь на показания специальных систем измерения, проводят медицинский осмотр водителей удаленно.
Транспортные организации, используя телеметрические системы (комплексы, терминалы), обеспечивали законность, если рассматривали дистанционный предрейсовый медконтроль в качестве эксперимента, как дополнительный вид. Применение специального оборудования для предрейсового осмотра водителей, с вступлением в силу Закона №242, подпадает под юрисдикцию Приказа Минздрава №965н. Правовое обоснование — поправка ст. 94 Закона №323-ФЗ об оказании медпомощи.
Исходя из вышеописанного следует однозначный вывод: дистанционное прохождение предрейсового медосмотра водителей регламентировано имеющимися на данный момент нормативными актами. Новые ожидаемые поправки — заключительная часть, собирающая их воедино для оформления Порядка (правил), выраженных в индивидуальном руководстве для транспортных, строительных и прочих организаций.
Новый Федеральный Закон про удаленный предрейсовый осмотр водителей
Новый порядок, который несомненно будет утвержден на октябрьской сессии парламента, добавит разъяснения, касающиеся очного и дистанционного мед. контроля. Указаны сроки, когда требуется проходить медосмотр со сдачей анализов на содержание в крови наркотических средств или их производных.
Примечание: Представленный в Думе проект могут изменить, но смысл останется прежним, так как, основан на имеющихся нормативных актах и законах РФ. Поправки, если будут, коснутся некоторых терминов (словоформ), не затрагивая сути содержания документа.
Решение об использовании дистанционного телеметрического оборудования руководство транспортной компании принимает добровольно. Никто не вынуждает увольнять своих медсотрудников, заменяя персонал электронными аппаратами контроля. Если имеющийся порядок ПМО устраивает, ничего менять не требуется. Но некоторые организации будут обязаны это сделать.
Раньше жаловались на нехватку медперсонала или значительную удаленность лицензируемого медицинского учреждения, где проводится предрейсовый медосмотр. Теперь, сослаться на неблагоприятные условия нельзя. ПМО — обязателен для всех, а с выходом Нов. Закона — доступен любой транспортной организации. Это свидетельствует об ужесточении контроля как в мегаполисах, так и в самых удаленных населенных пунктах.
Что необходимо для перехода на дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей по закону
Информация, необходимая для законного прохождения ПМО удаленно, прописана в нормативах, на которые следует ориентироваться. Утверждение нов. Федерального закона и корректировка Пр-а Минздрава №835 предсказуемы, так как, правовая база уже существует. Какие Правила следует учитывать:
- Телеметрическое оборудование для осуществления дистанционного предрейсового контроля зарегистрировано в государственном Едином реестре медицинских изделий.
- ПО и метрические приборы регулярно (раз в год) проходят тест-поверку на соответствие стандартным требованиям.
- Медучреждение, оказывающее услуги предрейсового медосмотра для водителей дистанционно, обладает гос. лицензией.
- Соблюдение законов по работе с персональными сведениями.
- Сотрудники дают письменное согласие на обработку личных данных.
- Медперсонал соблюдает закон о неразглашении врачебной тайны.
- Ограниченный доступ к информации, находящейся в защищенном хранилище БД.
- Согласие на передачу сведений для внесения данных в Единую систему контроля: о медицинских организациях, транспортных компаниях, зарегистрированной автотехники, сотрудниках.
- Идентификация личности для работы с ПО производится согласно требованиям законов в РФ: сличение параметров лица по фото (видео), отпечатку пальца, RFID-ключу.
- До перехода на дистанционное обслуживание и каждые 6 месяцев сотрудник проходит очный медосмотр, сдает анализы на содержание наркотических веществ.
- Электронные документы год хранятся в БД, с возможностью распечатки страниц на бумаге и просмотре видеоархивов.
- Медперсонал, а в некоторых случаях и контроллер-механик, для заверения данных используют УЭЦП.
Если коротко, для проведения удаленных предрейсовых медицинских осмотров водителей необходимо обеспечить соблюдение требований: по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну, использовать зарегистрированное оборудование и нормы идентификации личности. Законы №242; 323 и Приказ Минздрава №965н, регламентирующие Порядок дистанционного медицинского контроля. Так же учитывают:
- Закон №152-ФЗ; ст-я 6 [27/07-06] — персональные данные.
- Указ Пр-та РФ №188 [06/03-97] — врачебная тайна.
- ТК РФ №197-ФЗ; ст-и с 85 по 90 [30/12-01] с июльскими изменениями 2020 года.
Особое внимание уделяется телеметрическому оснащению. Список соответствия требуемым стандартам довольно обширный — около 60 пунктов. Входит в комплект технической документации. Если прибор зарегистрирован в госреестре, значит, Росздравнадзор рекомендует его к использованию. Приобретая оборудование необходимо обращать внимание на данные о производителе.
На кого распространяется закон о дистанционном предрейсовом осмотре
В ст. 23 п. 3 Закона РФ №196-ФЗ приведен перечень лиц и организаций, водители которых обязаны проходить ежедневный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр. Это перевозчики грузов или пассажиров коммерческих транспортных компаний, ИП и самозанятые, пользующиеся особым налогообложением, водители.
При желании они могут перейти на дистанционное медицинское обслуживание. Выполнив предварительно требования о сдаче анализов на употребление наркотических средств при очном медосмотре, и дав письменное согласие на обработку личных данных.
Законно ли ведение электронного журнала и документов
Цифровые технологии передачи информации, ведение журнала предрейсового медицинского осмотра водителей, были внесены в Приказ Минздрава №835н на основании Федерального Закона №196-ФЗ. Действительны на сегодняшний день в следующем толковании:
Как поставить штамп-допуск дистанционно
В 2019 году отменили личную печать врача, заменив ее подписью с расшифровкой инициалов. Сведения, включая дату и время, вносят собственноручно или используя УЭЦП, если проводится дистанционный медосмотр. Штамп ставится обязательно (пп. 16; 17 Приказ №835н). Чаще всего, формируется автоматически. Например, при распечатке липкого чека-стикера, который вклеивают в путевой лист.
Иногда он является атрибутом самого бланка. Тогда достаточно внести в форму требуемые данные о пройденном осмотре, заверенные электронной подписью медика, проводившего оценку состояния водителя. Способ получения допуска к управлению транспортным средством зависит от типа используемого телеметрического аппарата.
Законно ли проводить предрейсовый осмотр вне кабинета
Согласно Приказу Минздрава №965н (ч. 3), используя вместо формулировки оказание услуг термин медпомощь (ст. 94 Закона №242-ФЗ), медицинский контроль состояния здоровья граждан относят к медико-санитарной деятельности (см. подпункт а). п. 12).
В пункте 13 того же норматива говорится, что медицинская помощь может осуществляться не только в медкабинете (в стенах поликлиники), а в любом месте, где находится пациент. Например, врач, вызванный на дом, имеет право применять свои профессиональные знания вне стационара, согласно Закону №323-ФЗ (с-я 32; п. 3,2). Поэтому дистанционная форма ПМО — законна.
Примечание: До сих пор считается, что в лицензии медучреждения (см. закон о лицензировании №99), оказывающего услуги предрейсового осмотра необходимо вписывать адрес, где проходит процедура ПМО. При этом удаленный мед. контроль проводится в любой точке. Как это понимать?
На самом деле, при оказании помощи, сотрудник не обязан находиться только в кабинете. Для получения лицензии, да, определенное оснащение, согласно нормативам, должно быть. Но это не значит, что водитель за его стенами не получит требуемый предсменный (послесменный) медосмотр.
Глобализация контроля
Самым значимым событием является глобальный контроль и ужесточение мер по отслеживанию нарушителей. Собрав Единую Базу данных о транспортных компаниях, медицинских организациях, водителях, госорганы легко выявят тех, кто:
- не заключил договор;
- не прошел медконтроль;
- предъявил липовый путевой лист.
Вспомните карантин. Электронные пропуска внедрили в считанные дни. Видеокамеры, считав номер транспортного средства, отправят данные для проверки. Если обнаружат нарушение — выпишут штраф. Обмануть систему глобального контроля не получится.