Штамп о дезинфекции в путевом листе — требование Роспотребнадзора
Новое требование к перевозчикам выдвинул Роспотребнадзор. В путевом листе необходимо ставить дополнительные штампы о проведенной дезинфекции салона автотранспорта, предназначенного для перевозки пассажиров. Действительно ли он обязателен. Какими НПА регламентируется новое правило. Могут ли оштрафовать за его отсутствие? Чтобы в этом разобраться мы обратились в Московский Департамент транспорта.
На наш запрос от 29 ноября 2021 г. получили ответ, заверенный подписью ЗАМ руководителя Департамента Москвы: В.В. Макаровым. Разбор сути содержания с нашими комментариями предлагаем читателям.
Разъяснения Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 25 ноября 2021 года № 17-36-15451-31
На каком основании проводится дезинфекция автотранспорта
Учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, Роспотребнадзором разработаны рекомендации, выполнение которых обязательно. Документы о Правилах дезинфекции разосланы предприятиям, использующим пассажирский транспорт. Невыполнение требований влечет административную и уголовную ответственность.
Для защиты персонала и пассажиров, а также предотвращения распространения коронавирусной инфекции необходимо следовать инструкциям, изложенным в письме №02/2120-2020-32 (13/02-20 г.) и методическом пособии МР 3.1/2.5 0172/4-20 (20/04-20 г.), утвержденном главным гос. санитарным врачом РФ А.Б. Поповой. Самая актуальная информация размещается на официальном сайте Роспотребнадзора.
Кто обязан ставить штамп о дезинфекции в путевом листе
Для осуществления контроля за исполнением требований Роспотребнадзора на автопредприятиях, входящих в сферу ГУП «Мосгортранс» ставится отметка в путевом листе о проведенной дезинфекции салона. Согласно рекомендациям сначала производится уборка и мойка, после, в соответствие с инструкциями, изложенными в рекомендациях №02/2120-2020-32, дезинфекция. Данная обязанность касается только общественного городского пассажирского транспорта, контролируемого ГУП Москвы.
Примечание: Идет обсуждение вопроса о получении дезинфекторами лицензии. Чтобы они прошли специальное обучение и квалифицированно проводили дезинфекционную обработку, используя антисептические средства, разрешенные для применения в общественном транспорте и т.п.
Деятельность ГКУ в борьбе с COVID-19
Несмотря на то, что основная деятельность сотрудников ГКУ «Организатор перевозок» — контроль за оплатой проезда в Москве, в условиях эпидемиологической угрозы на них возложен ряд обязанностей по защите пассажиров и персонала от инфицирования, распространения коронавируса через общественный транспорт. Работники ГКУ осуществляют проверку:
- Работоспособности моечных устройств, дренажных систем.
- Соблюдения инструкций по применению средств дезинфекции.
- Проведения моечно-уборочных и дезинфекционных мероприятий в период отстоя автотранспорта на конечных пунктах маршрута.
- Обеспечение водительского состава ИСЗ: масками, респираторами, антисептиками.
- Вакцинации сотрудников автопарка. До декабря 2021 года вакцинировано только 68% работников, поэтому давление на отказывающихся от прививки будет продолжаться.
Как указано в письме, данные меры служат к снижению уровня заражения штаммами коронавируса, сдерживая распространение COVID-19. Поэтому контроль за исполнением и реализацией требований Роспотребнадзора будет продолжаться.
Считается ли отсутствие штампа в путевом листе нарушением закона
В письме не указано, что ставить штамп — это распоряжение Роспотребнадзора. Данная инициатива исходит от ГУП Москвы и касается ограниченного контингента перевозчиков городского общественного транспорта. Отдельного НПА, обязывающих всех вводить данное Правило не существует. Но выполнять требования, указанные в рекомендациях №02/2120-2020-32, обязаны все транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров, включая доставку сотрудников к месту работы.
К сведению: Невыполнение распоряжения (рекомендаций) Роспотребнадзора, особенно в условиях пандемии, влечет административную и уголовную ответственность по ст.6.3 КоАП и ст.236 УК РФ
За 9 месяцев 2021 года в ходе проверок выполнения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, предписаний и проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с COVID-19, вынесено почти 6000 штрафов по ст.6.3 КоАП (ч.2 и 3) на сумму 129 млн рублей. Приостановлена деятельность почти 700 предприятий.
Совместно с Роспотребнадзором МАДИ провели свыше 1300 рейдов. В поле зрения попали 3,5 тысячи таксистов, не прошедшие предрейсовый медицинский осмотр. Не имели масок и не осуществляли дезинфекцию салона — 223 водителя.
Какие штрафные санкции и ответственность предусмотрена законом за нарушение требований Роспотребнадзора
Обратите внимание: части 2 и 3 ст.6.3 КоАП введены на основании Закона №99-ФЗ с апреля 2020 г., т.е., в период пандемии коронавируса. Поэтому санкции предусматривают большие штрафы, чем были в нормативе до этого. Несмотря на и так жесткие меры, в госструктурах предлагают увеличить имеющиеся суммы.
За невыполнение санитарно-противоэпидемических норм, требований и предписаний в условиях режима чрезвычайной ситуации налагается административное наказание в виде штрафа по части 2 ст. 6.3:
- на граждан: от 15 до 40 тыс. руб.;
- ответственных лиц: от 50 до 150 тыс. руб.;
- ИП (без юрлица): от 50 до 150 тыс. руб. или приостанов. деят. на 3 мес.;
- юридических лиц: от 200 до 500 тыс. руб. или приостанов. деят. на 3 мес.
Если действия или бездействие стало причиной заболевания или смерти человека (при отсутствии уголовно наказуемого фактора) предусмотрено наказание по части 3 ст.6.3:
- на граждан: от 150 до 300 тыс. руб.;
- ответственных лиц: от 300 до 500 тыс. руб. или дисквалификация на год;
- ИП (без юрлица) и юридических лиц: от 500 тыс. до 1 млн руб. или приост. деят. на 3 мес.;
Уголовное расследование по ст. 236 следует, когда действия или бездействие лиц спровоцировало массовые заболевания или смерть, из-за невыполнения должным образом санитарно-противоэпидемических требований. Минимальное наказание (ч.1) — от 500 до 700 тыс. р. или в размере годового (18 мес.) доходя. Либо 2 года лишения свободы. Максимальное (ч.3) — от 5 до 7 лет л.с.
Все требования Роспотребнадзора к транспортным организациям
Согласно письму №02/2120-2020-32 рекомендации по санитарно-противоэпидемическим и гигиеническим мерам касаются как пассажирского, так и грузового автотранспорта. К профилактическим мероприятиям относят следующие:
- При прохождении водителями предрейсового медосмотра к управлению ТС не допускаются лица, имеющие симптомы простудного заболевания: температуру, насморк или кашель.
- Водительский состав обеспечивают одноразовыми масками с расчетом по 1 штуке на 3 часа работы, салфетками и антисептиками.
- Проветривание кабины и салона в пунктах отстоя, в конце каждого маршрута.
- В обязательном порядке проводится профилактическая дезинфекция.
- Очаговая (текущая) дезинфекция показана, если выявлен больной.
- Заключительная — после его изоляции (удаления из салона автомобиля).
Примечание: Пассажирский транспорт подвергают всем 3 типам дезинфекции, т.к., наличие большого количества людей — высокая вероятность, что среди них имеются инфицированные, представляющие угрозу для остальных
Профилактическая дезинфекция
Кроме соблюдения требований по личной гигиене водителей и усиления режима по контролю за состоянием здоровья персонала, все ТС должны регулярно производить дезинфекцию. Пассажирский транспорт — салона, грузовой — кабины и кузова, включая внешнюю обработку транспорта.
Дезинфекцию проводят в конце рабочего дня, смены или рейса. Если маршрут длительный, в профилактических целях обработку производят не менее 2-х раз в сутки. Предварительно освободив салон от пассажиров, его проветривают, делают влажную уборку, протирают поверхности антисептическим раствором. Самым безопасным из разрешенных роспотребнадзором средством, который не требуется смывать. В холодный период (морозы) антисептические растворы используют в подогретом виде.
Распыляемый дезинфектант смывают (удаляют), если инструкция по применению дезинфицирующего средства предполагает смыв вещества спустя определенный промежуток времени, требующийся для его экспозиции и достижения обеззараживающего эффекта.
Какие нормативы выполнять, а какие нет
Более подробно с требованиями Роспотребнадзора можно ознакомиться, изучив актуальные документы, касающиеся автотранспортных организаций. К таковым относятся:
- СП 2.1.3678-20- санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации транспорта: Постановление №44 (24/12.20 г.) гл. гос. сан. врача РФ;
- Временные методические рекомендации — организация работы автопредприятий в связи с COVID-19: Минтранс РФ (25/05-20 г.);
- Рекомендации — профилактические мероприятия и дезинфекция ТС: письмо Роспотребнадзора №02/2120-2020-32 (13/02-20 г.);
- Методичка МР 3.1/2.5.0172/4-20- организация работы автотранспорта в условиях COVID-19: письмо Роспотребнадзора №02/7373-2020-32 (20/04-20 г.);
- Разъяснения для водителей выполняющих грузовые автомобильные перевозки: Минтранс России;
- Руководство ВОЗ — Контроль на пунктах пропуска транспорта через границу: Всемирная Организация Здравоохранения (20/05-20 г.).
Заключение: Если внимательнее изучить статью 6.3 КоАП, можно сделать вывод, штрафы при сегодняшних чрезвычайных условиях обусловлены законом и взимаются правомерно. Штамп в путевом листе — это внутрисистемное требование ГУП, не распространяющееся на иной вид автотранспорта. Наказание за отсутствие штампа отсутствует. Но если не осуществляется дезинфекция, транспортные компании понесут значительные материальные убытки. Поэтому лучше знать, какие действуют санитарно-эпидемиологические нормы для определенной группы перевозчиков. Что проверяют надзорные органы и за какие нарушения штрафуют.