Hi, How Can We Help You?

Все о режиме труда и отдыха водителей [2024]

Все о режиме труда и отдыха водителей [2024]

Автор экспертной статьи: учредитель КДЦ «ЛЕЧУДАРОМ», врач-хирург, врач высшей категории, подполковник медицинской службы в отставке

Организация режима труда и отдыха водителя

В 2023 году действуют изменения, внесенные в ряд нормативов РФ, касающиеся Режима труда и отдыха водителей. Согласно Постановлению Правительства России № 1090 (23/11-93 г.) запрещено управлять автомобилем, если нарушено (превышено) время нахождения за рулем, регламентируемое Трудовым Законодательством. Особые требования предъявляются к оснащению автотранспортных средств тахографами.

Важно: Приказ Минтранса №15 (7/08-19 г.), утверждающий Положение особого режима труда и отдыха водителей утратил силу. Нормативы, указанные в документе, отменены. Правила, действующие с 2021 г. приведены в Приказе №424 (16/10-20 г.)

Физиологические основы режима труда и отдыха водителей

  1. водитель находится всегда в нервном-эмоциональном напряжении.
  2. водитель всегда испытывает перегрузку внимания.
  3. водитель в течении рабочего дня находится в вынужденном положении сидя.
  4. у водителя за счет конструктивных особенностей любого транспортного средства нет возможности поменять местами ноги и руки.
  5. на водителя действуют такие факторы, как постоянная вибрация, что приводит к таким профессиональным заболеваниям, как остеохондроз, простатит.

В связи с борьбой за снижение аварий на дорогах, причиной которых является переутомление: недостаточный отдых, систематическое недосыпание, ужесточаются требования к соблюдению трудового режима. Насколько это оправдано, покажет время. Реальность такова, что наибольшее количество нарушений ПДД совершается водителями общественного транспорта, маршрутного и легкового такси.

Статистика: В 2022 на 13% вырос показатель ДТП с участием автобусов. Общее количество аварий — 5533. По вине водителей — 4512. Причиной некоторых является усталость.

Эта категория работников чаще всего превышает нормо-часы управления автотранспортом. Ненормированный график работы, хронический недостаток сна, по мнению Минтранса, требует жесткого контроля. Наказание, в виде штрафа, должно заставить организации и ИП соблюдать предписанные нормативы.

К сведению: например, в Италии, за отсутствие карты в тахографе, сломанный или отключенный прибор налагают штраф от 800 до 3400 €.

Правительство РФ шло к этому с момента, как было принято решение следовать Европейским стандартам. В западных странах уровень аварий и смертности по причине нарушения Правил ДД значительно ниже, чем в России. Поэтому не стоит ждать смягчения контроля за исполнением трудового законодательства на автопредприятиях. А увеличение суммы штрафа — вполне возможно.

Соблюдение режима труда и отдыха с учетом особенностей рабочего графика водителей

Р./время и отдых, включая ежегодные отпуска, регламентирует ТК РФ №197-ФЗ (30/12-01 г.), Гл. 16 статьи 100-128. Особенности трудового графика, имеющего отличительный характер, учитывают правила, утвержденные Правительством. Минтранс России, в частности, Приказ №424, действующий с 1/01-21 до 2027 г., распространяется на сферу автотранспорта.

Обзор приказа Минтранса РФ №424 о режиме труда водителей

Особенности режима труда и отдыха в 2023 году, предусмотренные Приказом Минтранса, распространяются на лиц, управляющих ТС в качестве водителей. Следовать предписанию обязаны юрлица, ИП, в т. ч., управляющие автотранспортом самостоятельно.

Для утверждения индивидуального посменного графика работы требуется согласовать решение с представителями, учитывающими интересы сотрудников. В том случае, если такая организация предусмотрена в транспортной компании. Также при заключении коллективного трудового договора берут во внимание мнение водителей. Когда посменный график основан на нормативах ТК РФ ст. 103, опираются на особенности, обозначенные в данном документе.

  1. В ситуации, когда посменный режим выходит за нормативные рамки, производят суммарный учет р./времени и отдыха.
  2. Допускается увеличение продолжительности смены или р./д. до 12 ч. для сотрудников, совершающих регулярные рейсы, перевозя пассажиров по городу и области, включая ряд организаций по оказанию услуг, перечисленных в п. 6 Приказа.
  3. При разделении р/дня на части допускается несколько перерывов, составляющих в сумме от 3 до 5 часов. Данные промежутки отдыха работодателем не оплачиваются.
  4. Ненормированный р/д. устанавливается для категорий водителей, перечисленных в 8 пункте документа. Суммарные показатели р./времени должны соответствовать нормам ТК РФ ст. 101.
  5. Лицам, управляющим легковым такси запрещено использовать ненормированный график работы.Органи установленный режим труда

Как правильно организовать режима отдыха водителя по тахографу

На основании Постановления Правительства РФ №1733 (20/12-19 г.) в ПДД введен п. 26 пункт, регламентирующий нормо-часы работы и отдыха водителей. В настоящей редакции, с учетом изменений, определен максимальный период нахождения за рулем автотранспортом и минимальный для обязательного перерыва.

Настоящее положение распространяется на организации и ИП, использующие автобусы и грузовой автотранспорт с max весом 3,5 т. В обязанность которых входит оснащение ТС тахографами. Представитель контролирующих органов ГИБДД имеет право требовать исполнения данного Постановления РФ. Лица, управляющие техникой, должны предоставить для проверки рабочий тахограф, с картой водителя, где выведена распечатанная информация.

Примечание: Новые требования не касаются военнообязанных, водителей, работающих в экстренных службах: скорой, пожарной, МЧС, структурах власти и пр. Частично правила не действуют для лиц, совершающих международные рейсы, в сфере, где действуют иные нормативы.

Особенность режима труда: рабочее время водителя в 2023 году

График работы перевозчиков не должен выходить за рамки обычных нормативов Трудового законодательства России. Учитывая особенности распорядка передвижения, необходимо придерживаться следующего регламента:

  1. Непрерывно управлять ТС нельзя свыше 4,5 ч.
  2. За сутки суммарное время работы водителя, согласно нормам, занимает максимум 9 ч. Разрешается два раза в неделю увеличить данный показатель на час.
  3. Если требуется дополнительное время, например, необходимо ехать к месту парковки автомобиля, сотрудник вправе продлить смену на 1 ч.; в совокупности за неделю — 2 ч.
  4. Допускается общее время работы — 56 ч/нед. (Прим.: норма р./времени, согласно Приказу Минтранса и ТК РФ, не превышает 40 ч/нед.).
  5. Максимальный суммарный показатель за две р./нед. — 90 ч.

Порядок и режим непрерывного отдыха водителя по закону

Понятие непрерывного отдыха водителя включает период, когда он свободен от рабочих обязанностей. Имеет право распоряжаться временем по своему желанию. Оно не учитывает обеденное время, специальный совокупный перерыв от управления ТС, ремонтные работы, охрану груза или поездку в экипаже.

В п. 26.3 Постановления регламентируется непрерывный график времени, когда водитель свободен от своих обязанностей. Каких норм необходимо придерживаться:

  1. Ежедневный (на протяжении суток) — положен отдых минимум 11 ч. Не чаще трех раз в 6 дней разрешается сократить это время до 9 ч.
  2. Кроме посуточного отдыха, по истечении шестидневной р./недели полагается 45-ти часовой длительный выходной.
  3. Разрешается сокращение этого времени до минимального — сутки (24 ч.), но не чаще 1 раза в две недели. Причем сокр. выходной не может идти 2 нед. подряд или вводиться больше раза на протяжении 3 нед.

В сумме для каждодневного отдыха отводится минимум 11 ч. Этот период необходимо использовать в рамках суточного круга. Допустимое время переработки компенсируются продлением выходных дней.

Как правильно организовать перерыв водителю.

Вождение автомобиля предполагает высокое умственное напряжение: требует повышенного внимания и быстрой реакции на дорожную ситуацию. Организм быстро устает, поэтому требуется делать перерыв для восстановления сил, снижения уровня усталости. Какие нормы действуют для водителей:

  1. Перерыв производится после непрерывного движения в течение 4,5 часов.
  2. Время, отведенное для этого составляет минимум 45 мин. Это может быть 1 большой перерыв или несколько.
  3. Если период разделять, то минимальный — 15 мин. Последний — 30 мин. Количество определяется на основании особенностей рейса.

Примечание: Время нахождения за рулем с периодами простоя фиксируется тахографом. За отсутствие или отключенный прибор на водителя налагается административное наказание — штраф.

К сожалению нередки случаи, когда электронная техника подводит. Выходит из строя в момент совершения рейса. Согласно нормативам, продолжать поездку с неработающим тахографом можно только в направлении к сервису для осуществления ремонта. Штрафные санкции ожидают тех, кто выехал с постоянного места парковки без или со сломанным аппаратом. Если это случилось в дороге, карту заполняют от руки.

Например, в Европе за подобное нарушение взимают огромный, по нашим меркам, штраф. Старайтесь иметь основания, доказывающие, что при предрейсовом техническом осмотре состояния автомобиля все работало. Ответственность за оснащение эксплуатируемой автотехники качественными тахографами ложится на руководство транспортной компании и технических специалистов, назначенных осуществлять контроль.

Что считается оплачиваемым рабочим временем водителя

ТК РФ Гл. 16 «Режим труда и отдыха» содержит понятие рабочего времени. Это период, за который работнику обязаны заплатить. Согласно Приказу Минтранса №424 в оплачиваемое время входит:

1.управление автотранспортным средством;

2.специальные перерывы в течение рейса;

3.часы работы, не связанные с управлением ТС.

Первые два пункта рассмотрели. Что включено в оплачиваемое время, когда работник не управляет автотехникой.

  • проверка ТС перед и после рейса (в начале/конце смены);
  • прохождение предрейсового (послерейсового) мед. осмотра, включая дорогу до медпункта и обратно;
  • период погрузки, разгрузки авто в пунктах назначения;
  • простои, причиной которых водитель не является;
  • поломка тс: время ремонта, осуществляемого самостоятельно;
  • иные виды работ, предусмотренные ст. 113 ТК РФ.

Примечание: время, отводимое на техническую подготовку автотранспорта и медосмотр, рассчитывается на основании принятия среднего показателя, требуемого для данных процедур. Согласовывается с мнением водителей, их представительства.

Какой должен быть режим труда и отдыха водителей в экипаже

Водители, работающие в группе, обязаны отдыхать не менее 9 ч. в протяжении рабочего дня. Длину которого можно растянуть на 30 ч., то есть, превышать сутки. Период досуга, когда ТС находится в движении, исключается из рабочего. Оплата производится, как дополнительное вознаграждение. Размер которого устанавливается при согласовании с профсоюзным органом.

Выходной в конце недели для лиц, работающих в экипаже, разрешено сокращать до минимального значения — 24 ч. При условии последующей компенсации согласно нормативным требованиям ТК. В суммарном учете составляет не менее 45 ч. в неделю.

Время, свободное от рабочих обязанностей Длительность периода
1 Спецотдых от управления ТС 45 мин. (части: 10, 15, 30 мин.)
2 Перерыв на обед от 0,5 до 2 ч.
3 Ежедневный (междусменный) период непрерывно: раб. время х 2 (пример: смена длилась 8 ч., то отдых = 16 ч.)
4 Разделение раб./д на части Регулярные маршруты: перевозка пассажиров — не более 3 ч. Прочие категории — 5 ч.
5 Еженедельный выходной На основании норм раб. времени в неделю, равную 40 часам.
6 Ежегодный отпуск

Мин. продолжительность — 28 дней
Ненормированный график + 3 суток

 

 

 

 

    • Специальный отдых водителя-это отдых, который предусматривает прекращение движения через 4,5 ч. непрерывной езды на 45 мин. Данный период состоит из трех частей:
    • первый промежуток — минимум 15 мин.;
    • второй — 30 мин.;
    • для регулярных рейсов по городу и области можно сократить до 10 мин.
    1. Перерыв на обед водителя-это отдых отведенный для принятия пищи находится в пределах: минимум — 30 мин.; максимум — 2 ч. Если работа превышает восьмичасовой р/д, вместо одного полагается 2 перерыва с промежутками в 4-5 часов.
    1. Отдых между сменами водителя-это период с момента завершения рабочего дня до начала следующего полагается отдохнуть не менее 11 ч. в сутки. Суммарно, включая перерыв на обед, количество времени до нового раб. дня составляет: длительность предыдущей смены, умноженная на 2. Допускается сокращение данного срока до 9 часов, не чаще 3-х раз перед еженедельными выходными.
    1. Рабочий день, разделенный на части водителя-это регламентируемый отдых водителя в виде графика, когда совершается поездка с длительными перерывами, регулируется локально руководством транспортной компании с согласия водителя. Например, требуется отвезти начальника на объект, через 5 часов отвезти назад. Или городской транспорт, соблюдая срок доставки пассажиров из пункта А в пункт Б, простаивает в точке маршрута несколько минут или часов. Для таковых общий перерыв может составлять 3 ч.
    1. Еженедельный выходной водителя-это вид отдыха закрепленная в Конституции РФ, продолжительность выходного дня водителя рассчитывается исходя из количества рабочего времени в течение недели. Ориентируясь на норматив ТК РФ, если 40 часовой период превышен — полагается длительный досуг, компенсирующий переработку. Минимальный составляет — 42 ч.
    1. Ежегодный отпуск водителя-это отпуск который дается раз в год, но может быть поделен на части в течении года по желанию водителя и работодятеля. На общих основания продолжительность отпуска равна 28 дней, включая выходные. При скользящем графике добавляется 3 суток. По инициативе руководства компании, с учетом мнения Профсоюза, в качестве поощрения допускается длительность отпуска увеличить, разделить и пр., в соответствие с нормами ТК №197-ФЗ Гл. 19 «Отпуска».

Ответственность за исполнением режима труда и отдыха сотрудников возложена на руководство, как и организация предрейсового медицинского осмотра водителя и предрейсового технического осмотра ТС. Которое назначает должностное лицо, специалиста по оснащению ТС тахографами. В его обязанности входит:

      • проверка оборудования на соответствие требуемым стандартам;
      • поддержание в рабочем состоянии;
      • обучение работников.

Водители получают инструктаж по правильному использованию прибора на маршруте. Получают рекомендации, как вести учет рабочего времени в случае, если агрегат выйдет из строя.

Контроль за соблюдением выполнения Постановления Правительства №1090 и Приказа Минтранса №424 осуществляется органами: Ространснадзора, Трудовой инспекцией, представителями ГИБДД.

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителей

Как правильно оформить путевой лист в 2023 году.