Hi, How Can We Help You?

Нужно ли проходить переподготовку контролеру технического состояния ТС

Нужно ли проходить переподготовку контролеру технического состояния ТС

Руководители организаций часто задают вопрос, нужно ли проходить каждые пять обучение контролеру технического состояния транспортных средств. Ответ- нет не нужно проходить обучение, что следует из письма Минтранса России ДЗ-408-ПГ от 16.02.2024г.

Об этой должности возникает много вопросов, на которые нет ответов. Контролирующие органы проверяют наличие документов, подтверждающих квалификацию. При обращении в  Министранс России получен ответ, что необходимо ориентироваться на приказ Минтранса № 282, определяющий требования к квалификации контролеров, и п. 2 ст. 20 закона № 196-ФЗ, обязующий руководителей юридических лиц обеспечить оптимальные условия для обучения всех сотрудников. Исключения составляют участники эксперимента, работающие по закону № 258-ФЗ.

Требования к квалификации контролеров предприятий, перечисленных в п. 2 ст. 20 закона № 196-ФЗ

Требования образованию, стажу, определены для контролеров предприятий (в том числе ИП), которые занимаются транспортировкой людей/грузов по договорам перевозки (коммерческим) или фрахтования, перемещают вещи для собственных нужд при помощи грузовых автомобилей или автобусов.

Для достижения необходимого уровня знаний сотрудники предприятий проходят курсы в обучающих центрах, предлагающих соответствующие программы для контролеров технического состоя. Цель обучения — получить знания и умения, позволяющие проводить все необходимые мероприятия до и после рейсов.

Для прохождения обучения требуется документально подтвержденное среднее профессиональное образование по специальности или профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния ТС. При наличии среднего профессионально образования требуется стаж от 3-х лет. Если образование профильное, стаж от одного года, если высшее, стаж значения не имеет.

 

При наличии образования, которое не относится к транспорту, требуется диплом о высшем/среднем профильном образовании в любой другое специальности и документ, удостоверяющий профессиональную переподготовку. В подобной ситуации опыт значения не имеет. Работодателю желательно обеспечить повышение квалификации (обязательным это требования не стало с 2018 года).

На этапе заключения трудового договора важно правильно составить должностную инструкцию и приказ о назначении. Сотрудники контролирующих органов проверяют соответствие актуальным нормативам. Вопрос об обязанностях контролеров и перечне документации, которую они обязаны вести, стоит рассмотреть отдельно.

Почему важно точно знать обязанности контролера ТС

Порядок проведения техосмотров и полный перечень обязанностей доступен в приказе Минтранса № 296.

Из данного норматива исходит список знаний, которыми должен обладать контролер технического состояния:

  • трудовое, транспортное законодательство;
  • устройство и конструктивные особенности транспортных средств, правила эксплуатации;
  • нормативы по техобслуживанию и ремонтам;
  • требования к состоянию автомобилей на момент возвращения из рейса;
  • законы, которые касаются безопасности движения;
  • инструкции по противопожарной защите, охране труда

Главная задача контролера — не допустить выезд неисправного транспорта. Все системы, приборы и устройства (рулевое управление, тормоза, колеса, тахографы, ремни безопасности, запоры, держатели) должны быть работоспособные.

Перечень обязанностей контролера технического состояния ТС:

  • технический контроль перед и после рейса;
  • контроль за проведением после технического обслуживания и ремонтов, соблюдением графиков, состоянием транспорта по окончании работ;
  • ведение технической/нормативной документации;
  • контроль за соблюдением расхода запчастей, топлива, смазочных материалов;
  • проставление отметок в путевых листах;
  • фиксация показателей ондометров;

В обязанности контролера входит так же подача заявок на ТО и ремонты, доставки авто после ДТП, ведение журнала учета результатов контроля.

Обязательные реквизиты указаны в п. 15 приказа Минтранса № 296:

  • марка/модель автомобиля;
  • ФИО водителя;
  • ФИО контролера;
  • число, время;
  • подписи контролера и водителя.

Контролер проводит инструктажи, проверяет документы водителей, замеряет уровень топлива.

Организация обучения контролеров технического состояния ТС.

На данный момент доступен как очный, так дистанционный формат обучения. При выборе учебного заведения важно определить соответствие обучающих программ требованиям закона № 273-ФЗ и приказа № 499 Минобрнауки, приказа Минтранспорта № 145, профессионального стандарта Правительства № 23. Важно, чтобы после обучения выдавались удостоверения, подтверждающие повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Перед заключением договора необходимо внимательно ознакомиться с модулями, оптимальный перечень:

  • нормативы, касающиеся безопасности;
  • трудовое законодательство;
  • правила эксплуатации автомобильного транспорта;
  • управление транспортом;
  • способы решения профессиональных задач;
  • основы контроля;
  • методы контроля;
  • противопожарная защита, охрана труда;
  • оформление документации.

На Данный момент большинство предпринимателей предпочитают дистанционный формат обучения. Сотрудники продолжают выполнять рабочие обязанности, предоставленные материалы изучают в свободное время. При верном выборе учебного заведения обучающие материалы полноценные, доступны консультации преподавателей.

 

Ответственность за отсутствие на предприятии контролера технического состояния

 

Если предприятие эксплуатирует транспорт, кто-то должен контролировать техническое состояние. Контролер — это профессия, такой сотрудник работает согласно должностной инструкции. Однако контроль может осуществлять так же механик, если это обязанность указана в его должностной инструкции.

Все предприятия обязаны следить за состоянием автопарка (ст. 20 закона № 196-ФЗ). При эксплуатации неисправных автомобилей за последствия отвечает предприятие. Кроме того, согласно приказу Минтранса № 17 в путевых листах должны быть отметки контролеров.

 

При отсутствии отметки применяются 3 вида санкций:

  • штраф 30 тыс. рублей для предприятия;
  • отказ от выплаты страховой компенсации после ДТП;
  • отказ ФНС подтвердить затраты на ГСМ.

Дополнительно применяется ст. 12.31.1 за нарушение требований безопасности. Максимальный размер штрафа для юридического лица 100 тыс. рублей.

Как должна выглядеть отметка контролера технического состояния?