Hi, How Can We Help You?

Медработник по предрейсовым осмотрам водителей: обязанности, образование, требования законов РФ, обучение

Медработник по предрейсовым осмотрам водителей: обязанности, образование, требования законов РФ, обучение

Автор эксперт: заведующая терапевтическим отделением, врач терапевт, врач высшей категории, Субботина Н.Н.

Что должен знать руководитель транспортной компании и соискатель вакансии медсотрудника по предрейсовым осмотрам

Согласно законам РФ, водители транспортных компаний (ИП) обязаны проходить предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр (далее ПМО). Чтобы обеспечить медконтроль, руководители зачисляют в штат медсестру, фельдшера или врача, прошедших специальное обучение. Но выполнят ли они нормативы, если просто возьмут на работу медика, имеющего сертификат на проведение медосмотров.

За объявлениями о вакансии медсестры (медперсонала) по ПМО скрыта масса вопросов, решение которых касается как работодателей, так и нанимаемого работника. О чем следует знать обеим сторонам, чтобы их деятельность не подверглась штрафам со стороны контролирующих органов.

Требования к транспортной организации, в штате которой есть медработник с сертификатом

Согласно сложившейся в последнее время судебной практике, транспортные организации обязаны иметь медицинскую лицензию, если осуществляют предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей силами медперсонала, зачисленного в штат. Медсестра, фельдшер или врач должны получить сертификат на право проведения ПМО.

Даже если услуг сторонним лицам не оказывают, проводя осмотр только своих сотрудников, все равно, осуществляется медицинская деятельность. Которая, согласно закону РФ №99-ФЗ (4/05-11 г.) ст. 12 п. 46, подлежит лицензированию. Разрешение выдается либо юридическому лицу, либо ИП. Поэтому только сертифицированного штатного медработника, при отсутствии у компании лицензии, недостаточно.

Получить ее, без оборудованного медкабинета, невозможно. Причем оснащение: некоторые предметы, измерительные приборы должны быть зарегистрированы в госреестре, как медицинские изделия, отвечающие требованиям и стандартам, принятым в РФ. Включая документацию о своевременной поверке (калибровке) технического состояния средств измерения, например, алкотестера.

Примечание: Нами приведены аргументы, которыми пользуются суды в последнее время. Но есть решения, когда получение лицензии для проведения предрейсовых осмотров в организации, где основной род деятельности не касается медицинской сферы, не обязательно. Все же, чтобы избежать административных штрафов от контролирующих органов, рекомендуем придерживаться вышеизложенного алгоритма.

Какие документы должен иметь медработник по предрейсовым осмотрам

  1. Диплом о среднем или высшем медицинском образовании.
  2. Сертификат, дающий право проводить ПМО (действует 5 лет).
  3. Удостоверение о прохождении курса обучения по предрейсовым (послерейсовым) медосмотрам водителей, управляющих автотранспортом.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр

  1. Сотрудник (высшее или среднее мед. образование) организации, обладающей лицензией на право оказания услуг по предрейсовым осмотрам. С которой транспортная компания заключает договор.
  2. Штатный медработник предприятия, имеющий сертификат и документ, подтверждающий прохождение обучения. При этом транспортная организация должна получить медицинскую лицензию.
  3. ИП, обладающий мед. лицензией и документом о прохождении специальной подготовки, дающей право предоставления услуг ПМО водителей.

Обязанности руководителя и медсотрудника по предрейсовым медицинским осмотрам

  • Обеспечить проведение предрейсовых медосмотров водителей в соответствии с требованиями Минздрава — Приказом №835н (15/12-14 г.) и методического указания по организации ПМО — Письмом №2510/9468-03-32 (21/08-03 г.).
  • Согласно Письму №01И-271/14 (12/03-14 г.) от Минздрава РФ руководители совместно с медперсоналом должны организовать обучение (повышения навыков) водителей оказанию первой помощи лицам, пострадавшим в ДТП. В рамках требований закона №323-ФЗ (21/10-11 г.).

Что необходимо для получения сертификата на проведение предрейсового осмотра

Чтобы медицинский работник получил сертификат на проведение ПМО, нужно пройти специальный 72-часовой курс обучения. Примерный объем изучаемых тем приведен в Письме Минздрава №2510/… (см. выше). Программа подготовки медперсонала включает следующие разделы:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Наименование темы Кол-во часов Ответственные лица за проведение занятий Примечания
Теория Практика
1 Вводная часть. Роль и значение предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств в системе профилактики ДТП 2 Специалисты в области безопасности движения
2 Влияние алкоголя и других психотропных веществ на состояние водителя 2 Специалисты в области безопасности движения
3 Клинические симптомы употребления наркотических веществ, одурманивающих препаратов 13 4 Специалисты-наркологи
4 Клинические симптомы употребления алкоголя и его суррогатов 13 4 Специалисты-наркологи
5 Основные методы определения алкоголя и наркотических веществ в выдыхаемом воздухе и биологических жидкостях 4 4 Специалисты-наркологи
6 Методика проведения предрейсового медицинского осмотра водителей с измерением функциональных показателей 4 4 Специалисты в области медицины и наркологии
7 Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров, оборудование и оснащение кабинетов в организациях 4 Специалисты в области медицины и наркологии
8 Правила оказания неотложной медицинской помощи при ДТП 4 4 Специалисты в области медицины и наркологии
9 Физиолого-гигиенические основы режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств 4 Специалисты в области медицины и наркологии
10 Итоговое занятие. Тест. 2 Специалисты в области безопасности движения, специалисты в области медицины
11 Всего часов 52 20

Обратите внимание, документ от 2002 отличается от аналога 2003 года как по программе, так и по объему часов. В разных учебных заведениях список тем может иметь незначительные отличия. Процесс обучения возможен как очный, так и дистанционный. По окончанию курса и успешной сдачи тестов, учащимся выдается удостоверение о получении необходимого объема знаний (практики) и сертификат, дающий право проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры водителей.

Примечание: Для получения лицензии медработником необходимо: открыть ИП; иметь медицинский стаж работы не менее 5 лет; пройти дополнительно 36-часовой курс по медосвидетельствованию на опьянение в специализированном наркодиспансере и мн. др.

Что необходимо претенденту на вакансию медработника по предрейсовым медицинским осмотрам водителей

  1. Иметь среднее или высшее медицинское образование.
  2. Либо находиться в процессе получения профильного среднего (высшего) образования.
  3. Пройти 72-х часовой курс повышения квалификации по получению знаний проведения предрейсовых (послерейсовых) медосмотров в специализированном образовательном учреждении (очно или дистанционно). Важно: Для этого заключается договор с обучающей компанией, имеющей лицензию на право обучения (Пост-ие Пр-ва РФ №966 28/10-13 г.).
  4. После успешной аттестации выдается удостоверение согласно Федеральному Закону №273-ФЗ ст.76 (29/12-12 г.) гос. образца.
  5. И сертификат, форму которого (образец) устанавливает образовательное учреждение самостоятельно, согласно требованию Минздрава РФ (см. письмо №2510/…).

Примечание: Сертификат действителен 5 лет. С этой периодичностью необходимо проходить курсы повышения квалификации, стажировки, переподготовки в течение всего срока работы по медобслуживанию водителей (Приказ Минздрава №66н (3/10-12 г.)).

Законодательная база: обучения проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медицинских осмотров водителей

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г. (статьи 20 и 23); Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 01И-271/14 «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения» — обязывают водителей проходить предрейсовый (послерейсовый) медосмотр (далее ПМО).
  • Приказ Минздрава от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»; Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» — методическое пособие по организации и обеспечению ПМО.
  • Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» проведение медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых) отнесено к лицензируемым видам деятельности.
  • Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, утверждена приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» — для получения лицензии необходимо пройти 36-часовой курс подготовки.
  • Программа подготовленная совместно Минздравом и Минтрансом «Примерной программы подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» (см. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32) — Примечание: пр-ма, утвержденная в 2002 г отличается как по количеству часов, так и по содержанию (порядку) следования разделов — содержит 72-часовой курс подготовки медперсонала.
  • Статья 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
  • Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к управлению тс) сотрудника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 с внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1025 изменениями — нормальное количество содержания паров этанола не должно превышать 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.
  • Порядок направления на медосвидетельствование, установлен статьей 44 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г. № 3-ФЗ.
  • Приказ Минздрава № 81н от 21 февраля 2014 г. — измерение алкоголя в выдыхаемом воздухе внесено в перечень, требующий применения приборов зарегистрированных в качестве средства измерения (свидетельство об утверждении типа средств измерений выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии).
  • «Протокол контроля трезвости водителя автотранспортного средства» составляется в двух экземплярах, первый для себя, а второй – для руководителя организации (Письмо Минздрава от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32).
  • В отношении наркотических и психотропных веществ следует ориентироваться на принятый в 1998 году Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», где приводится Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Постановление Правительства Российской Федерации № 681 от 30.06.1998 г. с последовавшими изменениями)

Требования к организации предрейсовых медосмотров водителей в транспортной компании

  1. Прохождение медицинского контроля перед входом на линию обязательно для водителей, управляющих автотранспортом, находящемся на балансе юридических лиц, ИП.
  2. Перевозчики опасных грузов и работники такси обязаны проходить как предрейсовый, так и послерейсовый мед. осмотр.
  3. От предрейсового медконтроля освобождаются лица, задействованные в экстренных службах.
  4. Мед. осмотр проводится медработниками транспортной организации или сотрудниками медучреждений, с которыми заключается договор.
  5. В целях безопасности и охраны здоровья сотрудников водители проходят медконтроль для получения допуска к управлению ТС.
  6. В случае выявления лиц, имеющих показания к отстранению от работы, медиком составляется протокол, с указанием причины.
  7. Осмотры проводятся только медперсоналом, имеющим сертификат или медицинской организацией, обладающей гос. лицензией.

Предрейсовый медицинский осмотр включает следующие виды контроля и измерения показателей состояния здоровья водителя

  • Опрос, сбор жалоб;
  • измерение AD давления и пульса;
  • проведение теста на алкогольное (психотропное) опьянение;
  • для гипертоников определяется индивидуальные показатели давления, ориентируясь на 10 предшествующих осмотров;
  • учитывается: нахождение в группе риска, возраст, стаж, влияние на состояние здоровья условий и особенностей работы;
  • измерение температуры проводится в случае, если к этому имеются предпосылки;
  • данные вносятся в журнал, в путевом листе — штамп о допуске и подпись медика (можно в электронном виде).

В каких случаях водитель отстраняется от управления тс:

  • В подозрении на заболевание;
  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • при воздействии лекарственных препаратов, затормаживающих реакцию;
  • медиком ведется учет водителей, отстраненных от управления тс. Данные измерения вносят в форму 25 амбулаторной карты с указанием причины отстранения.

Примечание: Если руководитель транспортной организации привлекает медработника для проведения предрейсовых осмотров, заключив договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, в ней необходимо, указать адрес, где осуществляется медосмотр водителей (ст. 213; ч. 3 Трудового Кодекса РФ).

Вопрос-Ответ

Вопрос: В нашей организации используют алкотестер. Существуют ли требования к подобным приборам?

Ответ: Чтобы не возникло проблем с контролирующими органами, соблюдайте нормы эксплуатации мед. изделий и эл. приборов. Используют оборудование, зарегистрированное в реестре, которое отвечает определенным стандартам.

В сертификате на алкотестер указаны характеристики, к какому типу приборов он относится: к медицинским или измерительным. В первом случае проводят периодическую калибровку (смотрите инструкцию к изделию). Во-втором — необходима поверка (обычно раз в год).

За пропуск срока калибровки медицинского прибора предусмотрен штраф, как за нарушение порядка предрейсового осмотра. Отсутствие своевременной поверки измерительного изделия влечет наказание за необеспечение единства измерений.

Штраф за нарушение сроков обслуживания приборов
Вид нарушения
(статья закона КоАП РФ)
Водитель Должностное лицо Юрид. лицо
или ИП
Пропущен срок калибровки медицинского прибора (ст. 12.31.1 ч. 2) 3 тыс. р. 5 тыс. р. 30 тыс. р.
Пропущен срок поверки измерительного изделия (ст. 19.19) 20 — 50 тыс. р 50 — 100 тыс. р.

К тому же используемый алкотестер должен иметь дисплей. Запрещено пользоваться индикаторными устройствами, которые имеют высокий процент ложных срабатываний.

Вопрос: Штамп предрейсового осмотра отменили. Что теперь должно быть вместо него?

Ответ: Штамп о прохождении ПМО и допуска к управлению тс не отменен. Изменен вид заверения медиком печати о пройденном медосмотре. В путевом листе, который разрабатывает транспортная компания, поле для подтверждения осмотра уже заполнено, поэтому дублировать запись штампом не обязательно.

Если в форме п/л место для штампа пусто, то его нужно ставить, как и раньше. До апреля 19 года врач заверял «допуск» личной печатью и подписью. Теперь, вместо нее, достаточно подписи + фамилии с инициалами. Можно использовать электронную, если процедура проходит дистанционно. Штамп используют по-прежнему, как свидетельство прохождения предрейсового медосмотра.

Вопрос: Как узнать действителен ли сертификат у медсестры по предрейсовым медосмотрам водителей?

  1. Действие сертификата рассчитано на 5 лет.
  2. Вместе с ним у медсестры должно быть удостоверение об прохождении курса обучения по предрейсовым (послерейсовым) медицинским осмотрам в объеме 72-х часов.
  3. Проверьте наличие договора и лицензии образовательного учреждения, где обучался медработник. Это обязательное условие, говорящее о законном получении сертификата.

Вопрос: Требуется ли предрейсовый осмотр водителю автопогрузчика, который работает на закрытой территории склада?

Согласно Федерального закона №196-ФЗ и Правил охраны труда (ПОТ РМ-008-99 пункты: 1.1 и 1.33) водители автопогрузчиков и прочей специализированной техники, работающей на закрытых площадках, вне дорог, обязаны проходить ПМО, так как, управляют тс — источником повышенной опасности.

Правила безопасности должны соблюдаться для предупреждения травматизма или несчастного случая на производстве. Иначе руководителей могут подвергнуть штрафу до 130 тыс. рублей.