Вся самая полная нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров.
Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей регламентируется нормативными документами, законодательными актами:
Правила прохождения предрейсовых медицинских осмотров до сих пор вызывают много вопросов. Они возникают как у находящихся в командировке, у таксистов, у лиц, работающих на автопогрузчиках, на своем автомобиле и являющихся личными водителями.
Благодарность от Росгвардия
Федеральная служба войск Национальной Гвардии РФ
Обеспечение безопасности на дорогах — приоритетная задача для транспортных компаний, регулирующих органов и работодателей. Предрейсовые медицинские осмотры (ПМО) играют ключевую роль в этом процессе, предотвращая риски, связанные с состоянием здоровья водителей. В законодательстве Российской Федерации данная сфера детально регламентирована, что подчеркивает её значимость.
Основные нормативные документы
Правовое регулирование ПМО включает многочисленные федеральные законы, приказы и письма профильных ведомств. Рассмотрим основные из них:
- Приказ Минздрава РФ № 226н от 30.05.2023 г.
Документ определяет порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, их частоту и перечень обязательных исследований. Важным аспектом является детализация медицинских показаний, по которым водитель может быть отстранен от управления транспортным средством. Также регламентируются условия проведения осмотров с использованием телемедицинских технологий, что облегчает процесс для компаний с большим штатом водителей или находящихся в удаленных районах. - Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Является основным документом в области регулирования безопасности на дорогах. Он закрепляет обязанности работодателей в части обеспечения регулярных медицинских осмотров водителей. Несоблюдение норм может привести к административной или уголовной ответственности. - Федеральный закон № 629-ФЗ от 29.12.2022 г.
Внес изменения в законодательство, уточнив полномочия медицинских работников и работодателей. Например, он расширяет перечень состояний здоровья, несовместимых с управлением транспортным средством, а также вводит новые стандарты освидетельствования. - КоАП РФ (статья 12.31.1)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает санкции за нарушения порядка организации ПМО. Для физических лиц штрафы могут составлять несколько тысяч рублей, для юридических — достигать десятков тысяч.
Порядок проведения предрейсовых осмотров
Общие требования
ПМО проводятся перед каждым рейсом. Процедура включает:
- Измерение артериального давления, температуры и пульса.
- Визуальную оценку состояния водителя: выявление признаков утомления, опьянения или иных отклонений.
- Проверку наличия противопоказаний к вождению.
Использование телемедицинских технологийСогласно Приказу Минздрава № 226н, осмотры могут проводиться с применением телеметрических устройств, если это согласовано с профильными органами. Такой подход особенно полезен для компаний, работающих в удалённых регионах.
Документальное оформлениеРезультаты ПМО фиксируются в журнале предрейсовых медицинских осмотров. Требования к ведению журнала регулируются рядом документов:
- Письмо Минздрава РФ от 15.07.2021 г. № 28-5/3096392-7197 требует фиксировать все данные осмотра, включая ФИО водителя, дату, время, результаты и подпись медработника.
- Письмо Центральной МУГАДН от 25.07.2022 г. устанавливает обязательный срок хранения журнала — не менее трёх лет.
Обязанности медицинских работников
Ключевая роль в ПМО отводится медицинским работникам, которые несут ответственность за:
- Проведение осмотра в соответствии с установленными стандартами (Приказ Минздрава № 226н).
- Немедленное уведомление работодателя о состоянии водителя, не позволяющем допустить его к рейсу.
- Корректное ведение документации.
Кроме того, медицинские работники обязаны соблюдать правила обращения с медицинскими препаратами. Например, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 09-С-77854 от 16.10.2024 г. регламентирует списание лекарственных препаратов, хранящихся в кабинетах ПМО.
Показатели здоровья и ограничения
Давление и пульс
Водитель допускается к рейсу только при соблюдении норм артериального давления и частоты пульса:
- Письмо Минздрава РФ от 29.09.2022 г. уточняет, что нормальные значения давления не должны превышать 140/90 мм рт. ст.
- Частота пульса не должна выходить за пределы 60-100 ударов в минуту (Письмо Минздрава РФ от 25.08.2022 г.).
Медицинские противопоказания
Существуют состояния, при которых водитель отстраняется от управления транспортным средством. Согласно Письму Департамента здравоохранения Москвы № 51-30-94121/22-1, к ним относятся:
- Высокое давление, сопровождающееся симптомами.
- Усталость или признаки инфекционных заболеваний.
Ответственность за нарушения
Работодатели обязаны строго соблюдать законодательные требования к организации ПМО. Несоблюдение может привести к:
- Штрафам в соответствии с КоАП РФ.
- Приостановке деятельности компании на срок до 90 суток при грубых нарушениях.
Кроме того, водитель, допущенный к рейсу без осмотра, может быть привлечён к административной ответственности.
Проблемы и перспективы
Несмотря на строгие регламенты, реализация ПМО сталкивается с рядом сложностей:
- Недостаточная осведомлённость. Работодатели не всегда знают о новых требованиях.
- Технические трудности. Переход на электронные журналы требует дополнительных инвестиций.
- Квалификация медицинских работников. Не во всех регионах есть достаточное количество специалистов, прошедших обучение для проведения ПМО.
Однако современные технологии открывают новые возможности. Например, использование телемедицины позволяет сократить время на проведение осмотров, а автоматизация процессов снижает риск ошибок.