Путевые листы: правила заполнения и новые бланки
Образцы заполнения путевого листа легковых и грузовых автомобилей с изменениями от 2025 г
Организация или индивидуальный предприниматель нанимает водителя, то путевой лист должен выглядеть так.
Последний список изменений в правилах заполнения путевого листа в 2025 году
- НОВОЕ! В графе ВОДИТЕЛЬ: ФИО, серия и номер водительского удостоверения (обязательно дату выдачи. Дата выдачи смотрим на правах которые в данный момент на руках), СНИЛС.
- МЕНЯЕТСЯ ШТАМП МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА НА ПУТЕВОМ ЛИСТЕ, ТЕПЕРЬ ИХ ТРИ, жми на штамп!
- Нумерация путевых листов с 1 сентября 2023 года не нужна, так же не нужен журнал учета путевых листов.
- Можно оформлять путевой лист на один рейс, если даже он превышает продолжительность рабочей смены водителя.
- Если несколько водителей работают на одном ТС, то на каждого нужен путевой лист.
- В графе ОРГАНИЗАЦИЯ:
- Путевой лист для ООО: ООО « ОРИОН», ОГРН, телефон, юр. адрес
- Путевой лист для ИП: ИП Лемешев И.Н., ОГРН, телефон. (юр. адрес не нужен)
- Путевой лист физ.лицо: Лемешев И.Н., г Москва, ул. Причестенка, д.3, кв.6, телефон, СНИЛС (даже если водитель иностранец)
- В разделе ЗАДАНИЕ ВОДИТЕЛЮ (согласно последних изменений в Уставе автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта) выбираем ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК :
- 1)выбираем вид коммерческих перевозок:
регулярная перевозка пассажиров и багажа;
перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
перевозка пассажиров и багажа по заказу; - перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);
2)перевозки для собственных нужд; - Использования данного пункта в путевом листе для таксистов проблематично, так как такси относятся к пассажирскому транспорту и имеют лицензию. Данный вопрос уточняется.
3)передвижение и работа cпeциaльныx транспортных средств. - выбираем ВИДЫ СООБЩЕНИЙ:
- городское;
- пригородное;
- междугороднее.
- 1)выбираем вид коммерческих перевозок:
- Так же в приказе Минтранса написано, вместо предрейсовый осмотр прошел, предсменный осмотр прошел. ЧИТАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ МАДИ, Минздрава России, Минтранса России ЗДЕСЬ!
- В разделе Дата: время выезда с парковки. Диспетчер подпись, расшифровка:
- Подпись, ФИО, время ставится диспетчером такси.
- В разделе СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЯ (Новый штамп «контроль технического состояния пройден):
- ВЫПУСК НА ЛИНИЮ РАЗРЕШАЮ» ставит техник. По новым требования на штампе должно быть полностью прописано ФИО!
-
Послерейсовый технический контроль Законодательством РФ не предусмотрен
- В разделе ПОКАЗАНИЯ ОДОМЕТРА:
-
- км. дату и время при выезде, ставит уполномоченный сотрудник компании согласно приказа Минтранса, хотя в межотраслевой форме №3 написано механик, но нужно учитывать, что такой должности как МЕХАНИК НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть контроллер технического состояния автотранспортных средств и специалист БДД, которые проходят тесты по итогам обучения дающие право заниматься этой деятельностью. Как часто должен проходить переподготовку контролер ТС?
Водитель может сам заполнять эту графу лишь в том случае если он сам ИП. -
- В разделе АВТОМОБИЛЬ В ТЕХНИЧЕСКОМ ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ ПРИНЯЛ: подпись и ФИО водителя.
- Теперь новым приказом Минтранса стало возможным использовать электронный путевой лист.
- С августа 2021 года в г. Москве введена система КИС «АРТ», правила
- Нормативно-правовая база режима труда и отдыха водителя в ответах Роструда, Минтранса, Роспотребнадзора.
QR-КОД на путевом листе такси
О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области» подписано Первым заместителем министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области А.В. Коротковой от 24.04.2020 года. Административный регламент предоставления данной государственной услуги утвержден распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 24.05.2019г. №317-р.
Ознакомиться с изменениями в регламенте можно по ссылке.
QR-код выдается только Министерством транспорта и дорожной ннфраструктуры. QR-код лишь дублирует выданное разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области. Применение QR-кода регламентировано только распоряжением Правительства Московской области, федеральным законодательством не регламентировано. QR-код является приложением к разрешению. На путевых листах нахождение QR-кода не нужно.
Новый путевой лист с 2024 года ничем не отличается от бланка 2023 года
Если в листе не будет всех обязательных реквизитов, то проверяющие могут расценить такой первичный документ как «неполноценный».
Новый бланк надо зафиксировать в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008)
Во многих организациях директор и водитель и механик — в одном лице. В такой ситуации он и ставит подпись о том, что провел предрейсовый техосмотр. А также указывает дату и врем проведения техосмотра.
Судебная практика показывает, что новое – это необязательно хорошо забытое старое. Закон об оформлении путевых листов 2017 года – это свобода с ужесточением требований. Узнайте: какие реквизиты оставить, а без каких можно обойтись; о неприятных нюансах, подстерегающих транспортников; как, зачем и почему надо сделать так, а не иначе. Наши рекомендации оградят вас от расходов на суды и штрафы.
1. Необязательно ставить штамп с реквизитами организации.
2. Повысились требования к контролю за техническим состоянием транспорта.
3. Упразднена единая форма путевых листов.
4. Приведен список обязательных реквизитов для документа, но ежедневные медосмотры водителей остаются обязательными.
Путевой лист с предрейсовым осмотром отчетный документ
Путевой лист автомобиля (далее п/л), в первую очередь, – первичный отчетный документ. Его наличие обязательно для ведения бухучета. Налоговая инспекция требует его, как доказательство ведения контроля и списания ГСМ на предприятии. Поэтому все транспортные организации и ИП обязаны иметь правильно заполненный п/л. Контролирующие органы всегда обращают внимание на ошибки в оформлении. Найдут – откажут в списании средств. Например, на предприятии израсходовано несколько тонн горючего. Будьте добры, подтвердите это документами: чеками либо п/л.
Порядок оформления путевых листов прописан в Приказе Минтранса №152 от 18.09.08 г., но сейчас данный приказ отменен и с 2021 года сроком действия на семь лет вводился приказ Минтранса № 368 от 2020г. в 2023 году он отменен. Требования закона опираются на Устав автотранспорта, который претерпел изменения ст. 4 и ст. 5. Формально, следовать ему должны перевозчики, ввозящие что-либо, имеющие отдельный договор о поставках. Он отсутствует, когда перевозят купленный товар или доставляют директора предприятия на деловую встречу. Следовательно, в этом случае, иметь п/л на руках, вроде как, не обязаны. В Минфине, как и в большинстве судов с этим положением согласны, но… Как всегда, есть «но».
Реквизиты путевого листа указывают на необходимость наличия документа всем работающим водителям, независимо от цели поездки. Требования к обязательному оформлению остаются в силе. Не сокращайте сведения, чтобы потом не судиться и не доказывать: являетесь вы транспортным предприятием или нет; есть у вас право ездить без путевки или нет. Проще сразу создать и использовать документ с рекомендациями Минтранса.
Параллельно с Приказом №152 от Министерства Транспорта, продолжает действовать Постановление Госкомстата №78 с готовыми формами п/л для разных типов автомобилей. Эти документы по сути являются уже декоративными. Иметь бланки их образца необязательно, но можно. Для этого надо дополнить их форму графами, которые требует Закон Минтранса.
Правовых актов, наделяющих Роскомстат полномочиями разрабатывать образцы путевых листов, нет. Но жизнь показывает: ФНС неохотно расстается с устаревшим постановлением. Иногда отклоняют путевки лишь на том основании, что они не соответствуют требованиям Госкомстата. Суды стоят на страже налогоплательщиков, отвергая обвинения, но прецеденты все же встречаются
По Закону №152, в отличие от Постановления №78, не требуется прописывать маршрут. Это один из пунктов отличающих требования к реквизитам п/л. По новым правилам, достаточно иметь данные одометра, фиксирующего моменты выезда на линию и возвращения в гараж.
Примечательно, что до вступления в силу Пр. №152, и налоговики, и Минфин поясняли: по п/л, без конкретного маршрута, невозможно списать расходы. С появлением нового приказа таких пояснений больше не появляется. И тут всплывает пресловутое «но».
Арбитражная практика показывает: некоторые проверяющие заостряют внимание на отсутствии маршрута, и находят поддержку в суде. Арбитры ссылаются на то, что не зная маршрута, невозможно определить была ли поездка служебной, благодаря чему можно подтверждать расходы.
Арбитражные суды противоположного лагеря исходят из того, что раз Минтранс не посчитал маршрут важным реквизитом, значит фирма прописывать его не обязана. Поэтому контролировать путь следования или нет – дело организации. Пострадавшей стороной будет она сама, если водители начнут жульничать.
Согласно Закону Минтранса №152 выдавать п/л можно на любой срок, не превышающий 30 дней. С одной стороны, удобно, но не забывайте о бухгалтерском учете ГСМ в конце каждого месяца. Чтобы избежать путаницы в отчете, закрывайте путевки последним днем 3 декады.
Пример: Иванову выдали путевку 15, и того же числа следующего месяца он должен ее сдать. Время составления отчета середина данного срока. Значит, надо забрать п/л, отразить показания в отчете, вернуть лист водителю. Вести учет таким способом неудобно как бухгалтеру, так и водителю. Лучше уменьшить срок действия листа, закрыв его последним днем месяца.
Водителей, находящихся в дальних командировках, такой сценарий выдачи путевок не касается. Ограничить срок действия документа последним числом месяца невозможно. Провести учет по ГСМ придется после того, как работник сдаст п/л, возвратившись из поездки. Не забывайте, когда на одном транспорте работают посменно разные водители, путевки выписываются для каждого из них отдельно (п. 11 данного Закона).
Но по опыту лучше когда п/л выдан на одну рабочую смену, этот вариант удобен для отчета и для отметок предрейсового медицинского осмотра, который проводится в кабинете предрейсовых осмотров.
Далее в тексте представим новую версию п/л более подробно (по блокам). Составлен документ с учетом указаний Минтранса и дополнительных притязаний проверяющих органов. Регистрация своего образца, подтверждает его соответствие требованиям закона. Организации вправе добавлять в п/л графы, таблицы, приложения для внутреннего учета.
Не запрещается использовать Госкомстатовскую версию: Типовая Межотраслевая, тип №3, утверждена 28.11.97г. №78.Только ее надо дополнить недостающими Минтрансовскими реквизитами.
Форма от Роскомстата №3 Постановление №78 (форму можно использовать, добавив необходимые реквизиты)
Рекомендованная форма путевого листа 2024 года
Мы разобрались, что форму путевого листа можно рекомендовать, но не навязывать. Есть два пути обеспечения себя бланками: либо разработать их самим, либо использовать устаревший Госкомстатовский образец, добавив недостающие поля. Делаем вывод: разновидность листов огромна. По сути, стандарта нет, но есть единые требования к обязательным реквизитам. Новая форма путевого листа водителя должна иметь минимум 4 блока, которые рассмотрим подробнее.
1. Номер путевки и период действия (с какого по какое число, но не более месяца).
2. Данные о владельце автотранспорта, где юрлица прописывают: наименование организации (ООО, либо публичное/не публичное АО); юрадрес и телефон.
3. Сведения об автомобиле: модель; марка; государственный номерной знак; тип транспорта (легковой, грузовой, автокран, автобус и т. д.). Раньше на каждый вид транспорта полагалась отдельная форма листа. 5. Нормативы и расход ГСМ на 1 км пробега.
6. Сведения о водителе: фамилия, инициалы.
7. Вносить данные можно как на компьютере, так и от руки.
Это обязательный реквизит документа. К прохождению предрейсового медосмотра вынуждает Приказ Министерства здравоохранения №835н, вступивший в силу с 01.05.15 г
Важность своевременного его проведения заключается в том, что игнорирование требования, влечет наказание. Путевой лист выдается водителю до медицинского осмотра.
Исполнение предписания касается организаций и ИП (даже если используется личный транспорт, и за рулем находится его владелец). Без данного реквизита, документ считается не действительным. ФНС откажется списывать средства по путевке, заполненной с нарушением законодательства, и будет права. Если же сотрудник ГИБДД обнаружит, что сведения отсутствуют, выпишет штраф по части 2, ст. 12.31.1 КоАП РФ:
• организации – 30 тыс. рублей;
• водителю – 3 тыс.;
• директору – 5 тыс.
1. По новому закону Минтранса №152 в этот реквизит внесены изменения.
2. В п/л необходимо прописывать дату и время прохождения техосмотра ТС перед каждым выездом на линию.
3. Указывается должность, ФИО контролера тех. состояния ТС.
4. Лицо, проводящее осмотр, заверяет факт исправности транспорта подписью.
5. Выдвигаются особые требования к работнику, контролирующему безопасный выезд автомобиля из гаража.
6. Повышается ответственность компании по организации техосмотра с привлечением квалифицированного специалиста.
7. Закон предписывает проведение предрейсового технического осмотра состояния автомобиля как организациям, так и ИП.
Четвертый блок представлен, как таблица для нескольких видов записей об использовании автотранспорта. Сведения записываются от руки, так как носят непредсказуемый характер: невозможно указать время выезда и приезда заранее; обозначить фактический маршрут или срок действия путевого листа.
Показания одометра
Раньше, в устаревших формах п/л Госкомстата, заполнять эти сведения полагалось механику или диспетчеру предприятия. Теперь эти правила не действуют. Не все транспортные предприятия имеют в штате сотрудников, занимающих перечисленные должности. Поэтому от типа перевозок зависит, кто делает отметки в таблице.
В случаях, когда автомобиль выезжает из гаража под управлением одного водителя, а заезжает другой, сменивший его, то показания одометра вписывает сначала первый, потом сменщик. В каждом путевом листе будет зафиксировано время выезда и въезда автотранспорта (п. 15 действующего Закона Минтранса №152 от 18.09.08 г.)
Правила по заполнению дат и времени устанавливают руководители предприятия. Они могут прописывать данные сами, нанимать для этих целей работников, доверять делать отметки водителям. Кто-то может удалить графы вовсе, не требуя отчета о времени поездок. Но…
Учтите: Налоговые органы смотрят на эти данные по-иному. Придерживаясь старых правил, отсутствие показаний одометра и времени, проведенного в пути, может оказать негативное влияние на отказ в целях налогообложения по прибыли и расходам.
Задание . Если закон не требует, можно игнорировать эту графу. Но иногда создается впечатление, что у налогоплательщика одни правила, а у ФНС – другие. Для них это лишний повод проявить бдительность. Окончательное решение ложится на руководителей: заполнять или не заполнять. С другой стороны, это контроль над работниками. С них можно спросить, почему оказались вдалеке от маршрута. Какова цель поездки и т. п. Даже краткое обозначение задания, лишит проверяющих повода придраться.
Маршрут
Конечные пункты назначения прописывались всегда. Сейчас выбор предоставлен организациям. Хотите прописывайте, не хотите – не прописывайте. В судебной практике есть решения как за обязательное указание маршрута, так и его отсутствие. Чаще всего этот пункт не обременителен, его прописывают, так как на основании расчета пройденного расстояния списывается ГСМ.
Если же служебный автомобиль не имеет четкого маршрута, выезжает на линию с разными поручениями, то лучше указать хотя бы основные пункты назначения и желательно избегать общих формулировок (по городу). Налоговикам надо предъявлять обоснованные сведения о пройденном расстоянии и списании горючего. Даже такая мелочь может стать поводом оспаривать сведения первичного отчетного документа в суде.
Существует мнение: Если есть возможность подтвердить маршрут иным способом, например, данными навигационной системы Глонасс или JPS то п/л можно не вести совсем. Умы смутило Письмо Минфина №03-03-06/1 ДО 354 2011 г. Но в письме финансисты лишь обращают внимание на то, что первичный документ, подтверждающий расходы на ГСМ, это не всегда путевой лист по форме, утвержденной Приказом Минтранса.
Если руководствоваться этим Приказом вы не обязаны, то можете разработать первичку самостоятельно. При использовании таких документов допускается прилагать данные о перемещении транспорта с устройств Глонасс, JPS и др. для того, чтобы достоверно определить пройденный путь.
Порядок выдачи и учета движения путевых листов с предрейсовыми осмотрами
Как такового строгого предписания по порядку выдачи и учета движения п/л нет. Предрейсовые осмотры проводятся на осовании ФЗ.Различные формы собственности, количество автотранспорта, ограниченный штат сотрудников диктуют свой способ выдачи и контроля за движением документов. Путевки может выдавать любой сотрудник, которому поручили этим заниматься. В крупных транспортных организациях вводят должность диспетчера. В других – это может взять на себя бухгалтер или сам директор компании.
В новом законе Минтранса №152 прямого указания на обязательное ведение журнала нет. В нем оговаривается журнал отраслевого уровня. Но лучше иметь книгу, где можно проследить даты поступления листов в бухгалтерию, сколько уходит времени на их обработку. Форма журнала есть в редакции Госкомстата №78, можно использовать ее.
Каким образом контролировать первичные документы, кто и когда их получает, передает другим служащим, обрабатывает, хранит и учитывает, прописывается в «Учетной политике» компании в разделе «Документооборот». Не будет лишним включить обязанности по заполнению и сдаче путевок в должностные инструкции тех работников, которым вы собираетесь это поручить.
Нужен ли путевой лист инструктору автошколы?
Авторы: Генеральный директор КДЦ «ЛЕЧУДАРОМ», ООО «Предрейсовые технические осмотры» А. Субботин, учредитель КДЦ «ЛЕЧУДАРОМ» врач высшей категории, врач-хирург, подполковник медицинской службы в отставке А.В. Субботин